Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - Кадровая стратегия и тактика

Кадровая политика предприятия осуществляется стратегическими и оперативными системами управления [24].

Задачи кадровой стратегии: поднятие престижа предприятия; исследование атмосферы внутри предприятия; анализ перспектив развития потенциала рабочей силы в регионе; обобщение и предупреждение причин увольнений с работы и др. Рассмотрим составляющие кадровой стратегии предприятия [24; 26; 62].

1. Планирование потребности в кадрах. Организационный анализ, анализ существующих должностей, потребность в новых должностях, количественное и качественное кадровое планирование, оценка должностей, пополнение штатов сотрудников.

2. Обучение и повышение квалификации. Повышение общеобразовательного и профессионального уровня, обучение в процессе работы, ротация по должностям, стажировка, самообразование и др.

3. Система регулирования. Целенаправленное руководство, оценка выполненной работы, оценка возможностей (способностей) работников, планирование преемственности (трудовые династии), планирование служебного роста.

4. Оплата труда. Общая совокупность всех видов оплаты, оплата по объему и успешности выполненной работы, оплата в зависимости от занимаемой должности, социальное обеспечение и др.

Повседневная реализация кадровой стратегии лежит в оперативной области управления кадрами. Стратегическое и оперативное управление персоналом на предприятии осуществляют менеджер по кадрам и линейные руководители. При этом менеджер по кадрам является главным носителем и распространителем предпринимательской культуры, а линейный руководитель несет ответственность за своих сотрудников, изучает положение дел в организации, дает заключения и информирует руководство [24].

Управление человеческими ресурсами в условиях предприятия схематически показано на рис. 11.3.

Управление человеческими ресурсами на предприятии

Рис. 11.3. Управление человеческими ресурсами на предприятии [62]

Документирование кадровой политики

Главные преимущества документального оформления кадровой политики предприятия состоят в следующем [84]:

o ясное определение видов действий, которые должны предприниматься для достижения целей фирмы;

o достижение ясности в понимании проблем руководства и кадров;

o побуждение к сотрудничеству путем координации деятельности между различными структурными подразделениями;

o единообразие и последовательность в принятии кадровых решений;

o руководство установленными стандартами в различных ситуациях управления персоналом;

o содействие децентрализации власти, что улучшает производственные отношения;

o содействие развитию обучения и кадрового менеджмента;

o убеждение работников в "доброй воле" компании;

o информирование работников о правилах, которыми они должны руководствоваться;

o укрепление морали и улучшение общих отношений.

Основные функции управляющего персоналом

К основным функциям менеджера по кадрам в области стратегического и оперативного управления персоналом на предприятии относятся помощь руководству в разработке и реализации кадровой политики предприятия по вопросам найма, продвижения, перемещения, увольнения работников и сокращения штатов; активное участие в разработке структуры предприятия; оказание помощи линейным и функциональным менеджерам в работе с персоналом для получения наиболее эффективных результатов [24]. Подобные услуги и методы работы охватывают набор новых работников, проверку их знаний и способностей, выполнение программы по обучению и повышению квалификации кадров, обследование и контроль в области оплаты труда, выполнение программы по социальному обеспечению и др. Осуществляя названные функции управления персоналом, менеджеры по кадрам ориентируют работников предприятия на результативную деятельность, способствуют формированию у них чувства удовлетворенности и верности предприятию, что способствует достижению целей кадровой и хозяйственной политики организации [26; 62].

Таким образом, управляющий персоналом отвечает за множество вопросов, включая работу кадровой службы, консультирование с высшим руководством по вопросам кадровой политики, консультирование линейных руководителей по кадровым проблемам, доведение фирменной кадровой политики до всех работников, планирование рабочей силы и ее рациональное использование, переговоры и производственные отношения, выступление в качестве представителя компании и др. [84].

Резюме

1. Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы. Кадровая политика призвана расширять возможности предприятия реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в обозримом будущем.

2. Основными свойствами кадровой политики предприятия являются связь со стратегией, ориентация на долговременное планирование, значимость роли кадров, круг взаимосвязанных функций и процедур по работе с персоналом.

3. С точки зрения администрации, кадровая политика является составляющей всей производственной политики и менеджмента организации. Цель ее - создать сплоченную, ответственную и высокопроизводительную рабочую силу. С точки зрения работников, кадровая политика должна создавать не только благоприятные условия труда, дающие удовлетворение от работы, обеспечивать возможность продвижения по службе, но и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне. Поэтому основная задача эффективной кадровой политики предприятия состоит в том, чтобы учитывать в повседневной кадровой работе интересы работников всех категорий и социальных групп коллектива.

Документирование кадровой политики
Основные функции управляющего персоналом
Резюме
Раздел 12. Основные направления реализации кадровой политики
12.1. Управление демографическими процессами
Основы демографической политики
Воспроизводство населения
Миграция населения
Резюме
12.2. Управление образованием
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru