Кадровая политика предприятия осуществляется стратегическими и оперативными системами управления [24].
Задачи кадровой стратегии: поднятие престижа предприятия; исследование атмосферы внутри предприятия; анализ перспектив развития потенциала рабочей силы в регионе; обобщение и предупреждение причин увольнений с работы и др. Рассмотрим составляющие кадровой стратегии предприятия [24; 26; 62].
1. Планирование потребности в кадрах. Организационный анализ, анализ существующих должностей, потребность в новых должностях, количественное и качественное кадровое планирование, оценка должностей, пополнение штатов сотрудников.
2. Обучение и повышение квалификации. Повышение общеобразовательного и профессионального уровня, обучение в процессе работы, ротация по должностям, стажировка, самообразование и др.
3. Система регулирования. Целенаправленное руководство, оценка выполненной работы, оценка возможностей (способностей) работников, планирование преемственности (трудовые династии), планирование служебного роста.
4. Оплата труда. Общая совокупность всех видов оплаты, оплата по объему и успешности выполненной работы, оплата в зависимости от занимаемой должности, социальное обеспечение и др.
Повседневная реализация кадровой стратегии лежит в оперативной области управления кадрами. Стратегическое и оперативное управление персоналом на предприятии осуществляют менеджер по кадрам и линейные руководители. При этом менеджер по кадрам является главным носителем и распространителем предпринимательской культуры, а линейный руководитель несет ответственность за своих сотрудников, изучает положение дел в организации, дает заключения и информирует руководство [24].
Управление человеческими ресурсами в условиях предприятия схематически показано на рис. 11.3.
Рис. 11.3. Управление человеческими ресурсами на предприятии [62]
Документирование кадровой политики
Главные преимущества документального оформления кадровой политики предприятия состоят в следующем [84]:
o ясное определение видов действий, которые должны предприниматься для достижения целей фирмы;
o достижение ясности в понимании проблем руководства и кадров;
o побуждение к сотрудничеству путем координации деятельности между различными структурными подразделениями;
o единообразие и последовательность в принятии кадровых решений;
o руководство установленными стандартами в различных ситуациях управления персоналом;
o содействие децентрализации власти, что улучшает производственные отношения;
o содействие развитию обучения и кадрового менеджмента;
o убеждение работников в "доброй воле" компании;
o информирование работников о правилах, которыми они должны руководствоваться;
o укрепление морали и улучшение общих отношений.
Основные функции управляющего персоналом
К основным функциям менеджера по кадрам в области стратегического и оперативного управления персоналом на предприятии относятся помощь руководству в разработке и реализации кадровой политики предприятия по вопросам найма, продвижения, перемещения, увольнения работников и сокращения штатов; активное участие в разработке структуры предприятия; оказание помощи линейным и функциональным менеджерам в работе с персоналом для получения наиболее эффективных результатов [24]. Подобные услуги и методы работы охватывают набор новых работников, проверку их знаний и способностей, выполнение программы по обучению и повышению квалификации кадров, обследование и контроль в области оплаты труда, выполнение программы по социальному обеспечению и др. Осуществляя названные функции управления персоналом, менеджеры по кадрам ориентируют работников предприятия на результативную деятельность, способствуют формированию у них чувства удовлетворенности и верности предприятию, что способствует достижению целей кадровой и хозяйственной политики организации [26; 62].
Таким образом, управляющий персоналом отвечает за множество вопросов, включая работу кадровой службы, консультирование с высшим руководством по вопросам кадровой политики, консультирование линейных руководителей по кадровым проблемам, доведение фирменной кадровой политики до всех работников, планирование рабочей силы и ее рациональное использование, переговоры и производственные отношения, выступление в качестве представителя компании и др. [84].
Резюме
1. Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы. Кадровая политика призвана расширять возможности предприятия реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в обозримом будущем.
2. Основными свойствами кадровой политики предприятия являются связь со стратегией, ориентация на долговременное планирование, значимость роли кадров, круг взаимосвязанных функций и процедур по работе с персоналом.
3. С точки зрения администрации, кадровая политика является составляющей всей производственной политики и менеджмента организации. Цель ее - создать сплоченную, ответственную и высокопроизводительную рабочую силу. С точки зрения работников, кадровая политика должна создавать не только благоприятные условия труда, дающие удовлетворение от работы, обеспечивать возможность продвижения по службе, но и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне. Поэтому основная задача эффективной кадровой политики предприятия состоит в том, чтобы учитывать в повседневной кадровой работе интересы работников всех категорий и социальных групп коллектива.
Основные функции управляющего персоналом
Резюме
Раздел 12. Основные направления реализации кадровой политики
12.1. Управление демографическими процессами
Основы демографической политики
Воспроизводство населения
Миграция населения
Резюме
12.2. Управление образованием