Образование - это основа духовного, социального и экономического развития общества и государства [9]. Под образованием понимают процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенного образовательного уровня (образовательного ценза).
Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и высшей ценности общества, развитие его талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких нравственных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, обеспечение общественного производства и социально-культурной сферы квалифицированными работниками, специалистами [9].
Образование должно основываться на началах гуманизма, демократии, национального самосознания, уважения между нациями и народами; система образования представляет собой особый социальный институт, являющийся интегрирующей общественной силой. В этой связи образование - приоритетная сфера социально-экономического и культурного развития общества, ведущее направление современной кадровой политики.
Система образования - это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, а также системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений.
Получение образования предполагает достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного ценза, который удостоверяется соответствующим документом. Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых прав человека [9].
Государственная политика в области образования
Организационной основой государственной политики в области образования является законодательство государств, основывающееся на конституции и иных законодательных актах об образовании. Основная задача законодательства государств об образовании - регулирование общественных отношений в области воспитания, обучения, профессиональной и научной подготовки. Кроме того, задачами законодательства государств в области образования являются [9]:
o разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и управления различных уровней;
o обеспечение и защита конституционного права граждан на образование;
o создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования;
o определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в этой сфере.
К основным принципам государственной политики в области образования относятся следующие:
o гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
o защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций, а также обеспечение единства общемирового культурного и образовательного пространства;
o общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
o светский характер образования в государственных образовательных учреждениях, свобода и плюрализм в образовании;
o демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений;
o независимость государственной системы образования от политических партий, других общественных и религиозных организаций;
o интеграция с наукой и производством, взаимосвязь с образовательными системами других стран;
o гибкость и прогностичность системы образования, единство и преемственность, непрерывность и многообразие образования.
Государственная политика в области образования определяется высшей законодательной властью государства в соответствии с его конституцией и осуществляется органами государственного и общественного управления [9].
Органы государственного управления образованием
Структура и содержание системы образования
Системы образования стран мира
Резюме
12.3. Управление профессиональной ориентацией
Профессиональная ориентация как система
Управление системой профориентационной работы
Резюме
12.4. Управление занятостью