Исходная посылка социальной теории Маркса отдаленно напоминает евангельский тезис "мир лежит во зле" и гласит: общество, разделенное на антагонистические классы эксплуататоров и эксплуатируемых, устроено несправедливо. Отсюда следовал решительный практический вывод: социальный мир должен быть объектом не созерцания, а преобразования при помощи радикальных революционных средств. Человечеству потребовалось миновать три общественно-экономических формации — первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, чтобы на современном этапе капитализма обрести реальную возможность для уничтожения несправедливых социальных отношений. Это должен сделать самый революционный из классов — пролетариат. Установив в ходе революции собственную диктатуру, он начнет продвигаться к бесклассовому обществу — коммунизму.
Рассуждая о социально-историческом процессе, Маркс фиксирует в основном его внешнюю сторону, проявляющуюся в борьбе классов, революциях и войнах. Что касается культурной наполненности исторических событий, то она чаще всего ускользает из поля его зрения. В тех случаях, когда все же заходит речь о явлениях культуры, его рассуждения ограничиваются указаниями на их социально-экономическую детерминированность. То есть для Маркса всемирно-исторический процесс — это история человеческой социальности, но не человеческой духовности.
Теория классовых антагонизмов
Согласно Марксу, индивиды, включившиеся в процесс общественного производства и тем самым взявшие на себя обязанности по выполнению определенных социальных функций, оказываются разведенными по разным социальным полюсам и наделенными противоположными ролями владельцев средств производства и производителей. Логика производственных отношений ставит субъектов в положение взаимного отчуждения и диктует каждой стороне свою логику социального поведения, свой, особый стиль мироотношения. В итоге складывается такой тип общественных отношений, когда любое единение между антагонистами выглядит как что-то случайное, а разъединение — как норма. При этом у той стороны, что присваивает результаты труда производителей, имеется возможность присваивать в необходимом количестве также и ценности культуры. Что же касается эксплуатируемых, то они, не имея таких возможностей, обречены двигаться по пути утраты себя, своей человеческой сущности. Поэтому классы, которым отведена подчиненная, страдательная социальная роль, заинтересованы в уничтожении частной собственности, в разрушении общественного строя, основанного на антагонизмах. Классы же, занимающие господствующее положение, стремятся любой ценой сохранить строй, позволяющий им господствовать. Эта разнонаправленность устремлений чревата как локальными классовыми конфликтами, так и грандиозными социальными потрясениями огромных масштабов.
Социальный тип пролетария
Для Маркса высшая ценность — не человек, а социальная общность. Среди всех типов общностей наиважнейшая — класс, объединяющий людей по их отношению к средствам производства и характеру участия в производственных отношениях. А среди всех классов самый важный и наиболее перспективный пролетариат. Поэтому фигура пролетария заняла центральное место в марксистской доктрине. Как существу, которое обречено при капитализме на "слабоумие и кретинизм", одичание и вымирание, пролетарию нечего терять, кроме своих цепей. Будучи обездоленным, несчастным, отверженным продуктом развития промышленной цивилизации и распада традиционных социокультурных структур, он должен отомстить неправедному миру за свою униженность. Потому он, как воплощенный феномен "возмущающего поведения", должен стремиться не к сглаживанию социальных конфликтов, не к постепенному реформированию социальных отношений, а к их обострению, то есть должен восстать, начать революцию, которая будет праздником для трудящихся и страшным судом для эксплуататоров и освободит мир от зла и социальной несправедливости. Потребуются огромные усилия, придется пройти через ожесточенные классовые бои, но великая цель оправдывает все средства. Пролетарская революция позволит рабочим освободить мир от зла. Установив собственную диктатуру, они будут неуклонно продвигаться к бесклассовому обществу социальной справедливости.
Идею диктатуры пролетариата пронизывают мессианские настроения'и энергетийные импульсы воли к власти. Одновременно обнаруживается и встречное воздействие: революционная теория сама призвана будить в пролетариях эту волю, подвигнуть их на решительную перемену своей социальной участи, на полное уничтожение господствующих классов, их среды и культуры. Таким образом, Маркс противопоставил христианской религии распятого Бога рациональную доктрину распятого богоподобного пролетария, наделил последнего мессианской ролью Спасителя, освободителя, несущего в себе огромный заряд титанизма и "активистского катастрофизма" (Э. Ю. Соловьев). Однако, как показало будущее, по сути опрокинувшее теоретические построения Маркса, класс богоборцев-титанов обнаружил свое бессилие перед диктатурами Сталина и Гитлера.
Э. ДЮРКГЕЙМ
Теория социальных фактов и социальных связей
Социология морали
Самоубийство — предмет социологического анализа
Социология преступности
Социальные законы эволюции наказания
М. ВЕБЕР
Лекция 7. СОЦИОЛОГИЯ РОССИЙСКОГО ПРОТОМОДЕРНА
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ