Социология - Бачинин В.А. - О. КОНТ

О. КОНТ

Огюст Конт (1798—1857) — один из создателей современной позитивной социологии. Он родился во Франции, в Монпелье, в семье сборщика податей. Учился в Политехнической школе. В молодости был учеником и секретарем известного философа-утописта А. де Сен-Симона. В последние годы жизни увлекся религиозными идеями и попытался пересмотреть свою концепцию. Основные сочинения: "Курс позитивной философии" (1830—1842) в шести томах, "Система позитивной политики, или трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества" (1854).

В фундаментальном исследовании "Курс позитивной философии" впервые появился термин социология. Этим понятием Конт назвал дисциплину, изучающую общество как целое и применяющую для этого все средства и методы современного научного познания. Одновременно Конт обозначил основные признаки и свойства того метода, при помощи которого социология должна добывать научные знания об обществе. Этот метод должен отодвинуть в сторону религиозные и метафизические рассуждения об обществе, не прибегать к абстрактному (спекулятивному) философствованию. Он должен опираться на разум, быть сугубо рационалистичным. Его задача — обеспечивать наблюдение, сбор и обобщение фактов, построение и проверку гипотез, создание научных концепций. Иными словами, основная цель контовского метода, названного им позитивным, — добывание именно позитивных, то есть свободных от мистико-метафизических компонентов, знаний. Социология, вооруженная этим методом, призвана обнаруживать законы наблюдаемых социальных явлений и процессов.

Три ведущих принципа должны лежать в основании социологии как науки: 1) принцип эмпиризма, заставляющий учитывать в первую очередь данные непосредственного опыта; 2) принцип позитивизма, требующий, чтобы факты, интересующие социолога, не искажались метафизическими домыслами; 3) принцип физикализма, ориентирующий социологию на физику как на образец методологического подражания.

Конт предложил рассматривать социальную реальность с антиметафизических позиций, не привлекая к причинным объяснениям высшие, сверхъестественные первоначала. Он полагал, что в первую очередь необходимо исследовать поддающиеся наблюдению социальные явления, факты, процессы и на основе получаемых результатов делать выводы о закономерностях общественной жизни людей.

Несомненной заслугой Конта является то, что он выделил два важнейших проблемных комплекса и, соответственно, два содержательных раздела социологической теории — социальную статику и социальную динамику. Первый имеет в качестве своего предмета принципы социального порядка и законы существования устойчивых социальных систем и структур, локализованных в пространстве и времени, скрепляемых воедино чувствами солидарности, договорными отношениями, взаимными интересами, морально-правовыми и политико-идеологическими нормами. К таким структурам Конт относил семью, социальную группу, класс, организацию, нацию, государство и др. Социальная динамика призвана изучать законы последовательности, эволюции, сменяемости социальных форм, структур и систем. Эта сменяемость обусловлена естественными, географически-климатическими условиями, экономическими факторами и духовными усилиями самих человеческих субъектов. Конт формулирует "закон трех стадий", согласно которому вся история мировой цивилизации предстает как динамика трехступенчатого прогрессивного восхождения. Первой ступени, теологической, соответствовали военно-авторитарные формы государственности с представлениями о божественном происхождении правителей, с различными формами веры в сверхъестественное — фетишизмом, политеизмом, монотеизмом. Вторая, метафизическая, эпоха, начавшаяся с Возрождением, стала порождать философские теории, объясняющие сущее при помощи различных абстрактно-спекулятивных принципов. Они начали расшатывать веру в божественную природу верховной власти, плодить разрушительмые воззрения, подрывающие устои социально-правового порядка. Третья, позитивная, ступень берет свое начало в середине XIX в. В этот период ведущими методами познания становятся наблюдение и эксперимент. Теории утрачивают былую абстрактность и приближаются к нуждам практики. Интенсивно развивается промышленность, оказывающая все большее влияние на социальную жизнь. С этой ступенью и с развитием позитивных знаний, свободных от влияний религии и метафизики, Конт связывает надежды на установление надежных, устойчивых форм правопорядка. В условиях господства позитивных знаний меняется взгляд на историческую динамику правотворчества. Все новое в праве, и в первую очередь законы, рассматривается теперь уже не как нечто производное от неких трансцендентных или априорных представлений, а как результат непосредственного социального опыта.

Конт активно использовал в своих теоретических построениях принцип консенсуса, понимая под ним согласованное взаимодействие элементов социального целого, будь то малая группа или большое сообщество.

Г. СПЕНСЕР
Лекция 6. СОЦИОЛОГИЯ МОДЕРНА
К. МАРКС
Методологические принципы
Социальная история
Теория классовых антагонизмов
Социальный тип пролетария
Государство
Э. ДЮРКГЕЙМ
Теория социальных фактов и социальных связей
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru