Герберт Спенсер (1820—1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивной социологии. Его взгляды сформировались под влиянием идей Дарвина, Смита, Бентама, Мальтуса.
Основные сочинения: "Основания психологии" (1872); "Основания социологии" в 3-х томах (1876 — 1896); "Основания этики" (1893); "Социология как предмет изучения" (1903).
Спенсер опирался на идею сходства социальных систем с живыми организмами. Органический подход к обществу, государству, социальным институтам позволял рассматривать их как живые, развивающиеся целостности, связанные между собой разнообразными структурно-функциональными взаимозависимостями. В свете эволюционно-органического подхода главной задачей индивидов являлось самосохранение и адаптация к социальным системам.
Согласно Спенсеру, своеобразие социальных макроорганизмов состоит в том, что каждый из них состоит из определенного количества относительно автономных элементов и этим отличается от биологических организмов. Данное обстоятельство рождало важное морально-правовое требование, суть которого заключалась в том, что социальная система не должна поглощать и растворять в себе отдельную личность.
Существование социального организма находится во власти двух процессов - - дифференциации и специализации. Логика дифференциации заставляет однородность развертываться в разнородность, ведет к усложнению структур, позволяет материальным и духовным формам развиваться и достигать зрелости. Специализация же обеспечивает кооперирование отдельных индивидов в группы, способствует возникновению специализированных социальных "органов". Из последних образуется целостная система жизнеобеспечения, где каждый "орган" выполняет свои особые общественные функции: управлять, защищать, поддерживать порядок, обеспечивать продуктами питания, удовлетворять духовные потребности и т. д.
В социальном организме существуют и активно функционируют три системы жизнеобеспечения — производящая, распределяющая и регулятивная. Последняя включает в себя социальные институты и нормативные системы религиозного, морального, правового и политического характера. Самым древним регулятивным средством Спенсер считал "церемониальные нормы", включающие обычаи, обряды, ритуалы, традиционные церемонии и т. п. С помощью всех этих норм в обществе поддерживаются отношения субординации и необходимой дисциплины.
Основным психологическим механизмом, обеспечивающим действенность регулятивной системы, является страх. С помощью "страха перед живыми" в обществе и государстве функционируют правовые и политические нормы, а при помощи "страха перед мертвыми" — религиозные нормы.
Каждое государство, как всякий живой организм, должно бороться за существование. Борьба для него - это условие его развития и совершенствования. В ней, как и в любой борьбе, побеждает сильнейший, то есть тот, кто лучше подготовлен и приспособлен всеми своими органами и функциями. В длящейся почти непрерывно борьбе за выживание и самоутверждение общественный организм проходит два основных этапа, через две социально-исторические формы.
1. Примитивное (военное) государство отличается хищнической ориентацией и видит в войне главную цель своего существования. Весь образ жизни его населения подчинен милитаристским принципам. Механизмы социализации нацелены на воспитание будущих воинов, дисциплинированных, воинственных, отважных, готовых к самопожертвованию. Индивидуальное "я" здесь целиком подчиняется корпоративному "мы" и воспринимает как должное жесткую, тотальную регламентацию всех сторон социальной жизни.
2. Индустриальное государство ориентировано на организацию хозяйственно-экономической жизни. Для того, чтобы экономика, промышленность эффективно функционировали, обществу необходимы мир, защищенность частной собственности, политические права и свободы граждан, стабильный правопорядок.
Надежным гарантом прочности социального порядка является динамика интегративных процессов. Общим основанием социальной интеграции является соблюдение принципа соразмерности получаемых выгод с оказываемыми услугами. Спенсер обозначил четыре типа кооперации: 1) однородная, гомогенная кооперация, при которой одинаковые усилия соединяются для одинаковых, одновременно осуществляемых целей; 2) не вполне однородная кооперация, когда одинаковые усилия соединяются для одинаковых целей, осуществляемых не одновременно; 3) гетерогенная кооперация, когда неодинаковые усилия соединяются для одинаковых целей; 4) гетерогенная кооперация, когда неодинаковые усилия соединяются для неодинаковых целей. Данная типология имеет важное значение для понимания природы социальных связей внутри гражданского общества. Отношения, поддерживаемые при посредстве указанных типов кооперации, полезны для благосостояния всей социальной системы в целом и для успешной жизнедеятельности входящих в нее индивидов. Развивая эту мысль, Спенсер писал: "Главные черты того кодекса, при котором вполне совершенная жизнь достигается путем добровольной кооперации, могут быть выражены очень просто. Основное требование заключается тут в том, чтобы деятельность каждого человека, направленная на поддержание жизни, приносила ему каждая тот род и ту сумму выгод, которые достигаются ею при естественных условиях; а это предполагает, во-первых, что он не должен страдать от прямых нападений на личность и собственность; а во-вторых, что он не должен страдать даже косвенным образом от нарушений договоров. После того как жизнь будет облегчена в величайшей степени соблюдением этих отрицательных условий добровольной кооперации, делающих возможным постоянный обмен услугами согласно заключенным договорам, эта жизнь находит себе еще дальнейшее облегчение во взаимном обмене услугами сверх договора...".
К. МАРКС
Методологические принципы
Социальная история
Теория классовых антагонизмов
Социальный тип пролетария
Государство
Э. ДЮРКГЕЙМ
Теория социальных фактов и социальных связей
Социология морали