Важное место в марксистской доктрине заняло учение о государстве. Возникнув из недр родового общества в эпоху активного классового расслоения, оно превратилось в могучий механизм власти, рычаги которого оказались в руках представителей эксплуататорских классов. Государственные институты повсеместно стали орудиями подавления эксплуатируемых масс, органами насилия, проводниками социальной несправедливости. Такой же характер обрело и право, представляющее собой волю господствующего класса, возведенную в закон. Государство, присвоившее себе исключительное право на принятие всех видов управленческих решений и на контроль за их выполнением, осуществляет свою деятельность в направлении, далеком от интересов широких народных масс. Пролетариат должен в процессе революции разрушить буржуазную государственную машину и тем самым создать предпосылки для народного самоуправления.
Э. ДЮРКГЕЙМ
Эмиль Дюркгейм (1858—1917) — выдающийся французский социолог, один из создателей позитивной социологической теории. Родился в религиозной еврейской семье. В студенческие годы увлекался философией И. Канта, а затем социологическим учением О. Конта. Значительное влияние на его формирование как исследователя оказали идеи Монтескье, Руссо, Спенсера. Преподавал в университетах Бордо и Парижа. По его инициативе социология стала учебной дисциплиной, которую начали преподавать в университетах Франции. Основал и редактировал журнал "Социологический ежегодник". Основные сочинения: "Элементы социологии (1889), "О разделении общественного труда" (1893), "Правила социологического метода" (1895), "Самоубийство" (1997), "Элементарные формы религиозной жизни" (1912), "Социология и философия" (19924) и др.
Дюркгейм сыграл выдающуюся роль в становлении социологии права как самостоятельной теоретической дисциплины. В его теоретическом наследии обращают на себя внимание работы, посвященные праву: "Два закона эволюции уголовного наказания", "Заметки о социологии преступности и моральной статистике", "Заметки о юридических системах", "Уроки социологии, физики нравов и права".
Теория социальных фактов и социальных связей
Дюркгейм выступает в своих исследованиях как рационалист-позитивист, который для объяснения общественных явлений и процессов не нуждается в выходах за пределы реальных социальных фактов. Именно социальные факты как таковые для него — альфа и омега социологического знания. Из них складывается объективная социальная реальность с ее социальными структурами и социальными институтами. Правовые идеи, нормы и ценности права вместе с соответствующими им или, напротив, противоречащими им поступками — все это для Дюркгейма тоже социальные факты.
Для социолога-наблюдателя социальным фактом является внешний по отношению к нему объект внимания. В социальных фактах всегда присутствует нечто типическое и безличное. Социолог не имеет права вкладывать в их содержание и изображение какие-либо субъективные моменты, свидетельствующие о его личном отношении к ним.
Основная задача исследователя состоит в том, чтобы отыскивать устойчивые причинные связи между отдельными социальными фактами, а затем формулировать общие закономерности развития и функционирования тех общественных систем, к которым относятся проанализированные социальные факты.
Исходные причины возникновения и существования социальных фактов пребывают не в природе, не в человеке, не в запредельном, потустороннем мире, а в обществе и не выходят за пределы социальной сферы.
Согласно Дюркгейму, право, как сугубо социальный феномен, необходимо объяснять лишь действием социальных факторов. Общественная система, внутри которой взаимодействуют индивиды, функционируют социальные группы и многочисленные институты, оказывает детерминирующее воздействие на правовую сферу.
В учении Дюркгейма важное место занимала концепция общественной солидарности, под которой он подразумевал социальные связи, соединяющие индивидов в общественные группы. Он различал две формы солидарности — механическую и органическую. Первая характерна для архаических обществ и предполагает неразвитость личностных начал и доминирование репрессивных форм правосудия. Вторая присуща обществам с системой разделения труда и наличием индивидов с развитым самосознанием, позволяющим им испытывать связь с общественным целым. Этой органической солидарности соответствует реститутивное (восстановительное) право, ориентированное на постоянное исправление нарушений существующего порядка вещей.
Теория социальных фактов и социальных связей
Социология морали
Самоубийство — предмет социологического анализа
Социология преступности
Социальные законы эволюции наказания
М. ВЕБЕР
Лекция 7. СОЦИОЛОГИЯ РОССИЙСКОГО ПРОТОМОДЕРНА
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ
Стихийная социология