Социология - Бачинин В.А. - Социология морали

Под влиянием учения Канта Дюркгейм заинтересовался проблемами морали и у него возникло намерение облечь нравственную философию немецкого мыслителя в социологическую форму.

Для Дюркгейма характерно отождествление морального с социальным. Он выводил мораль из содержания социальных условий, понимая ее как принудительную систему правил повседневного поведения, а общество рассматривал как моральное единство индивидов.

Содержательным ядром морали является понимаемый в кантовском духе долг с его императивностью, безличностью, независимостью от места и времени. Другим ее важнейшим компонентом является благо как средоточие интересов социальной общности.

Источники морального долженствования пребывают не в индивидах, а в обществе, в сфере его коренных интересов. Поэтому мораль всегда такова, каково общество. Моральные нормы имеют свойство изменяться в зависимости от изменений социальных стандартов. Но во всех случаях социум считает истинно моральным поведением такое, когда человек жертвует личным во имя общественного. Лишь то общество становится "моральным", где его члены прочно усвоили содержание нормативных принципов.

Главная задача морали состоит в том, чтобы воздействовать на поведение индивидов и удерживать их от проявлений произвола. Она предназначена формировать у личности такие качества, как дисциплинированность, коллективистские (корпоративные) чувства, автономию воли как способность свободно, исходя из внутренних стремлений, следовать моральным нормам. Формированию данных свойств помогает изучение этики, сопровождающееся приобретением знаний тех причин, согласно которым человек должен добровольно подчиняться социоморальным предписаниям.

Согласно существующим общественным группам имеются несколько типов морали. От государства и его интересов производна этатистская мораль, представляющая государство как высший моральный авторитет, дарующий индивидам свободы и права. Профессиональным группам соответствуют кодексы профессионально-корпоративной морали, позволяющие собратьям по цеху ощущать практически духовное единство, дающие чувство защищенности. Жизнь семьи обслуживается нормами семейной морали, которые обеспечивают безопасность членов семьи, воспитывают альтруистические наклонности, защищают от одиночества, препятствуют самоубийствам.

Самоубийство — предмет социологического анализа

В своем фундаментальном исследовании под названием "Самоубийство: социологический этюд" Дюркгейм называет самоубийством каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно явился результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Положительным поступком Дюркгейм называет те действия по причинению себе физических повреждений, которые приводят жертву к смерти. Отрицательным — пассивное поведение, способствующее собственной гибели, например, отказ покинуть горящий дом.

Исследователь выступает против метафизических и морализирующих рассуждений о суициде. Он полагает, что этот опасный недуг, поражающий человеческие сообщества, должен стать предметом исследования социологической науки. Для этого надо анализировать группы социальных фактов, изучать семью, брак, религиозные общины и многое другое. Социологу не важны мотивы и цели самоубийства, поскольку они не меняют его сути как социального факта.

Дюркгейм анализирует огромное множество эмпирических фактов, используя статистику разных регионов и стран Европы. Его интересует динамика самоубийств в разные исторические эпохи, среди людей различных религиозных вероисповеданий. Проводимое им исследование имеет прежде всего социологический и в очень незначительной степени социально-философский, социально-правовой и криминологический характер. Но как всякий крупный мыслитель, он умеет поднять свои обобщения анализируемых фактов на такую теоретическую высоту, что они становятся важны и для философского понимания проблемы самоубийства.

Изучая зависимость самоубийств от социально-исторических условий и обстоятельств, Дюркгейм выделяет три их типа — эгоистические, альтруистические и аномийные.

К эгоистическим самоубийствам относятся те случаи, когда человек утрачивает смысл жизни, перестает дорожить ею, то есть исходит из сугубо личных, экзистенциальных коллизий. Мотивы собственного "Я" становятся для него определяющими. Коллективные ценности, общественные приоритеты отступают на задний план перед приоритетами индивидуального "эго". Самоубийства такого рода чаще всего свидетельствуют об утрате личностью прочных связей с социальным окружением. То есть основными причинами оказываются индивидуализм и самоизоляция личности от социального окружения. В наибольшей степени эгоистические самоубийства распространены среди работников умственного труда, интеллигенции.

"Социальная тоска" способна ослабить привязанность человека к жизни, снизить его сопротивляемость ударам жизненных обстоятельств и превратить его в легкую добычу суицидных настроений.

Альтруистические самоубийства представляют собой в определенном смысле противоположность эгоистических самоубийств. Их основаниями являются не разрывы социальных связей между индивидуальным "Я" и общественным окружением, а, напротив, прочная интегрированность в социальную группу, когда индивид и не пытается вообразить.себя автономной, самодостаточной единицей. Несмотря на то, что человек не видит смысла своей жизни за пределами своей общности, он готов ради нее, ее интересов пожертвовать собой, собственной жизнью, если начинает понимать, что представляет для нее бремя. Здесь Дюркгейм говорит об архаических обычаях ритуальных самосожжений жен на могилах мужей, самоубийствах бессильных стариков и безнадежных больных, самозакланиях рабов после смерти хозяина и т. п. Преобладавшие в основном в древних обществах, альтруистические самоубийства сохранились в отдельных случаях и в современном обществе, когда императивы корпоративной чести оказываются сильнее инстинкта самосохранения. Так, сухопутный или морской офицер, имея возможность спастись, предпочитает погибнуть со своей частью, своим кораблем, чтобы сохранить свою офицерскую честь.

Третьему виду самоубийств, аномийному, Э. Дюркгейм уделяет наибольшее внимание, так как считает его наиболее характерным проявлением кризисного состояния современного цивилизованного общества.

В условиях социальной аномии, когда кризис охватывает все сферы общественной жизни (экономику, политику, области морально-правовой регуляции) и нарушается обычная сбалансированность в функционировании социума, люди становятся более уязвимыми, утрачивают обычную устойчивость ценностных ориентации. Увеличивающаяся пропасть между богатством и бедностью, невозможность для многих людей успешно решать свои самые насущные проблемы способствуют росту числа самоубийств.

Э. Дюркгейм в основании аномийного самоубийства видит осознание неразрешимости противоречия между притязаниями индивида и невозможностью их реализации.

Когда личность предоставлена самой себе, то есть над ней не довлеют социальные императивы, она не ощущает себя частью целого и ее свобода не уравновешивается ни внешними, ни внутренними дисциплинарными факторами, это создает и "суицидо-генную атмосферу".

Кроме социально-экономической аномии, Дюркгейм называет еще семейную аномию, когда дисциплинарно-уравновешивающие начала, сообщавшие семейному организму устойчивость перед лицом жизненных проблем и испытаний, разрушаются, как это бывает, например, в преддверии или в результате развода. Развод способен привести личность к утрате обычной душевной, психической уравновешенности и послужить причиной суицидной попытки. Мужчины, в отличие от женщин, в большей степени подвержены аномийным самоубийствам такого рода.

Современный брак, предоставляющий, как утверждает Дюркгейм, значительную свободу обоим супругам, слабо справляется с функцией нормативного контроля над их страстями и потому чреват легкими и многочисленными распадами семей. Прежние браки по принуждению были в этом отношении более жесткими, более прочными, и потому семейная аномия не служила распространенной причиной самоубийств.

Для Дюркгейма рост количества самоубийств в условиях аномии представляет собой проявление социальной патологии. Одна из ведущих предпосылок этой патологии заключается в недостаточной интегрированности современного индивида в коллективное целое социальной общности.

Исследователь обращает внимание на то, что в каждом конкретном обществе процент самоубийств оказывается достаточно устойчивой величиной. Это является отражением того состояния, в котором пребывает "коллективная душа", коллективное сознание и коллективное бессознательное данной общности на данном этапе ее исторического существования.

Склонность к самоубийствам всегда была присуща европейским народам, и это всегда вызывало серьезную озабоченность институтов права и религии. Особую тревогу вызывали периоды, когда их число заметно возрастало. Э. Дюркгейм утверждает, что определенное, не чрезмерное количество самоубийств — совершенно необходимая особенность жизни цивилизованного общества. Это одно из проявлений присущей общественным организмам "коллективной печали". Люди никогда не жили исключительно лишь в состоянии беспримесной радости. В жизни всегда немало тяжелого, обманчивого или пустого, и коллективные чувства так или иначе отражали это обстоятельство: наряду с оптимистическими умонастроениями в культурах и религиях мира, в философских и этических учениях всегда существовали и умонастроения меланхолического характера. В великих религиях цивилизованных народов эта экзистенциальная грусть и меланхолия присутствует особенно явно.

Немало исследователей склоняются к предположению, что увеличение числа самоубийств за последние столетия — закономерное явление, которое представляет собой плату народов за те блага, которые принесла с собой цивилизация. То есть "коллективная печаль", пребывающая на уровне подсознательного настроения, стала давать все более частые и сильные вспышки, когда философское осуждение жизни переходит в практические суицидные попытки. И это уже проявления явной социальной патологии, с которыми необходимо бороться.

Но возникает вопрос: какими же средствами эта борьба должна вестись? Суровые репрессивные меры здесь неприменимы, общественное сознание не допустит их. Жалость к жертве не позволяет порицанию быть однозначно беспощадным. Кроме того, многие из тех настроений, которые приводят человека к самоубийству, общественная мораль воспринимает терпимо и сочувственно.

При неприемлемости правовых санкций остаются только моральные наказания: такие, как лишение самоубийц погребальных почестей или лишение граждан, покушавшихся на самоубийство, некоторых гражданских и политических прав.

Часто видят основное средство против эпидемий самоубийств в восстановлении авторитета религии. Но засилие современного рационализма заставляет относиться к ней как к символическому идеализму, не имеющему достаточно сильного нормативного воздействия на сознание и жизнь человека. Поэтому в условиях современной цивилизации религии не содержат в себе достаточно сильного иммунитета против самоубийств.

Современная семья, также подверженная множеству социальных болезней, тоже не может надежно препятствовать попыткам к самоубийствам.

И, наконец, государство: каковы его возможности в деле профилактики самоубийств? Оно, считает Э. Дюркгейм, слишком тяжеловесно и громоздко, чтобы успешно осуществлять эту слишком тонкую и сложную работу. Оно не в состоянии адекватно реагировать на бесконечное разнообразие частных обстоятельств, порождающих суицидогенные ситуации.

И все же выход существует. Дюркгейм видит его в самом широком и интенсивном развитии внегосударственных социальных форм межличностных коммуникаций на базе гражданского общества. Разнообразные корпорации граждан, находящиеся достаточно близко от них, способные быстро и эффективно реагировать на разнообразные коллизии их внешней и внутренней жизни, позволяющие индивидам не ощущать своей отчужденности и покинутости, могут успешно подстраховывать от суицидных попыток. Корпорации, союзы, клубы способны улаживать конфликты, защищать права и свободы своих членов, оказывать дисциплинирующее воздействие на них и их поведение. Их коллективная воля, обладающая моральной властью, способна быть фактором поддержки духовного здоровья как отдельных индивидов, так и всего общества в целом.

Самоубийство — предмет социологического анализа
Социология преступности
Социальные законы эволюции наказания
М. ВЕБЕР
Лекция 7. СОЦИОЛОГИЯ РОССИЙСКОГО ПРОТОМОДЕРНА
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ
Стихийная социология
Психосоциология каторжных нравов
Социология аномии
Преступность как предмет анализа
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru