Социология - Бачинин В.А. - Стихийная социология

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

Жизненный и творческий путь

Достоевский Федор Михайлович (1821 — 1881) — великий русский писатель-мыслитель. Родился в семье отставного штаб-лекаря. Окончил военно-инженерное училище в Петербурге. Приняв решение посвятить себя литературному творчеству, вышел в отставку. В 1849 году за посещение кружка М. Петрашевского был заточен в Петропавловскую крепость, а затем приговорен к смертной казни. За несколько минут до инсценированного расстрела ему был зачитан новый приговор, дарующий жизнь. Лишенный всех прав состояния, Достоевский был сослан в Сибирь на каторжные работы сроком на 4 года, а затем определен в военную службу рядовым. Только спустя 10 лет писатель был восстановлен в правах и получил разрешение вернуться в Петербург.

В результате пережитой личной трагедии творческая биография Достоевского оказалась разделена на два существенно различающихся периода. Первый, докаторжный, включал произведения, героями которых являлись сравнительно добродетельные и законопослушные петербургские обыватели (повести "Бедные люди", "Двойник", "Белые ночи", "Неточка Незванова").

В этот период писатель обрел мастерство, поверил в собственный талант, но свою главную тему и своего истинного героя еще не нашел. После четырехлетнего пребывания среди осужденных за уголовные и политические преступления он находит героя своего творчества. Во второй период предметом его постоянных размышлений становятся личность и судьба человека, способного к преступлению.

Послекаторжное творчество Достоевского развернулось из двух литературных "коконов", имеющих исповедально-биографический характер "записок", — это социологический очерк каторжных нравов "Записки из Мертвого дома" (1862) и метафизический этюд-новелла "Записки из подполья" (1864). Последующие большие криминальные романы явились художественными фантазиями на темы, заявленные в этих "записках".

Достоевскому удалось выявить истинный смысл многих социальных реалий не только XIX, но и XX веков в значительной мере благодаря острому социальному чутью и пристальному вниманию к фактам "живой жизни", к ее социальному пульсу.

Стихийная социология

После реформ 1861 года, явившихся крутым поворотным пунктом в истории России, давших начало множеству неординарных событий, неожиданных и даже загадочных явлений, в общественном сознании стали рождаться бесчисленные вопросы, требующие ответов. Но кто мог бы их дать? Кто мог бы разобраться в них? Ни научная интеллигенция, ни большинство литераторов, ни учителя, ни духовенство, как оказалось, не были способны к этому.

Просветить толщу новых социальных фактов и объяснить народу, что происходит с ним и с его жизнью было, по мнению Достоевского, некому. Существовало бесконечное множество обособленных уголков российской жизни, ждавших своих исследователей — писателей, ученых, философов, социологов.

Могучий социальный темперамент не позволял Достоевскому оставаться в стороне от происходящего. Вопросы и проблемы, волновавшие Россию, беспокоили его творческую натуру. С одной стороны, он непосредственно реагировал на них как издатель журналов "Время" и "Эпоха", как публицист, автор "Дневника писателя". С другой же, волею писателя, ряд героев его романов оказываются стихийными социологами, остро интересующимися самыми разнообразными социальными фактами, собирающими, коллекционирующими их с тем, чтобы за их пестрыми россыпями увидеть скрытые закономерности. Так, в романе "Подросток" Катерина Николаевна говорит Аркадию Долгорукому: "Вы помните, мы все с вами читали "факты", как вы это называли... Вы помните, мы иногда по целым часам говорили про одни только цифры, считали и примеривали, заботились о том, сколько школ у нас, куда направляется просвещение. Мы считали убийства и уголовные дела, сравнивали с хорошими известиями... хотелось узнать, куда это все стремится и что с нами, наконец, будет".

Аналогичную позицию занимает в "Бесах" и Лиза Дроздова, излагающая свой замысел издания книги — собрания фактов, событий, происшествий, "более или менее выражающих нравственную, личную жизнь народа, личность русского народа в данный момент. Конечно, все может войти: курьезы, пожары, пожертвования, всякие добрые и дурные дела, всякие слова и речи, пожалуй, даже известия о разливах рек, пожалуй, даже некоторые указы правительства, но изо всего выбирать только то, что рисует эпоху. Все войдет с известным взглядом, с указанием, с намерением, с мыслью, освещающей все целое, всю совокупность".

К этому же ряду относится и характерное признание Ивана Карамазова в том, что он любит собирать "некоторые фактики", свидетельствующие о состоянии общественных нравов, пользуясь для этого историческими хрониками, брошюрами, газетами, судебными отчетами и художественными произведениями.

Достоевский, обладающий склонностью к внимательному анализу газетных фактов и умевший подниматься от частных случаев к широким обобщениям и глубоким выводам, наделяет этим свойством ряд своих героев.

В роли наблюдателей социальных фактов выступают рассказчики-хроникеры, ведущие как бы от себя повествования в "Бесах" и "Братьях Карамазовых". Как истинные летописцы-актографы, они обстоятельно излагают события, оставляя читателю роль интерпретатора-толкователя.

Когда Достоевский начинал издавать свой "Дневник писателя", он предполагал, что будет записывать свои впечатления по поводу всего, что наиболее сильно поразит его в текущих событиях. И характерно то, что в большинстве случаев это оказались впечатления от уголовных дел и судебных процессов.

Интерес писателя к проблемам преступности обнаружился еще тогда, когда братья Достоевские, издававшие журналы "Время" и "Эпоха", стали печатать материалы о наиболее знаменитых уголовных делах в Европе. Ими были изданы переводы восьми очерков из 9-томного труда Армана Фукье "Знаменитые процессы всех народов", начавшего выходить в 1857 году.

И еще одна особенность избирательных предпочтений Достоевского требует упоминания. Речь идет о сюжетах его криминальных романов, в основе которых, как правило, лежали реальные социальные факты, почерпнутые писателем либо из газет, как это было с "Преступлением и наказанием" и "Бесами", либо же узнанные из непосредственного общения, как в "Братьях Карамазовых". Так, в середине 1860-х годов газеты сообщали о суде над молодым человеком 27 лет, убившем топором при ограблении квартиры двух проживавших в ней старух. А в 1870 г. Достоевский узнал о том, что пять членов тайного общества "Народная расправа" во главе с Нечаевым совершили убийство слушателя Петровской земледельческой академии И. Иванова.

Что же касается сюжетного ядра "Братьев Карамазовых", то таковым послужил реальный факт: в сибирском остроге вместе с Достоевским отбывал наказание осужденный за отцеубийство поручик Ильинский, оказавшийся, как выяснилось впоследствии, невиновным.

Психосоциология каторжных нравов
Социология аномии
Преступность как предмет анализа
Б. Н. ЧИЧЕРИН
Государство
Гражданское общество
Личность
М. М. КОВАЛЕВСКИЙ
Б. А. КИСТЯКОВСКИЙ
Состояние российского правосознания
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru