Психоанализ, или психоаналитический метод имеет две основных ипостаси. Во-первых, это разработанная Фрейдом и его последователями система познавательных средств и приемов, позволяющих обнаруживать в нормативном, моральном и правовом, а также анормативном поведении личности, кроме рациональных, осознаваемых побудительных мотивов, еще и глубинные, бессознательные установки, оказывающие существенное, а зачастую и определяющее воздействие на нормативно-ценностные ориентации и конкретные поступки индивида. Во-вторых, психоанализ — это особый вид психотерапии, в процессе которой больной при помощи врача, в ходе диалога и игры свободных ассоциаций определяет причину своей психотравмы. Психоаналитик исходит из признания того, что люди способны страдать от необходимости подавлять свои естественные, в первую очередь сексуальные и агрессивные, влечения. Диктатура социальной нормативности, подобно всякой диктатуре, тяжела и может в ряде случаев оборачиваться психотравмами.
Подавленные, нереализованные сексуальные влечения способны порождать либо неврозы, либо состояния фрустрации с присущей им неосознаваемой ненавистью к деспотизму общества, права, морали, не дающим реализоваться естественным импульсам. Подавление агрессивных влечений может приводить к возникновению чувств вины и страха.
Практическая задача психоаналитика состоит в том, чтобы разрешать болезненные противоречия между желаемым и запретным. Психоаналитическая процедура, имеющая вид беседы включающей примерно десять тысяч слов, раскрывает отдельные аспекты внутренней жизни пациента, обнаруживает как осознанные, так и неосознаваемые установки. Ключевое событие, ранее вытесненное в подсознание, как бы всплывает на поверхность памяти, тайное становится явным. В результате существенно ослабевает его болезнетворное воздействие на психику. Появляется возможность полностью нейтрализовать его деструктивный, патогенный потенциал. Фрейд приводит типичный случай из своей практики. К нему обратилась девушка с симптомами сильного невроза. В ходе лечения выявилась следующая ситуация. Девушка испытывала явную симпатию к мужу своей сестры. Во время ее отъезда сестра умерла, но девушка об этом ничего не знала. Возвратившись, узнав о случившемся и увидев умершую, она поймала себя на мысли: "Теперь он свободен и может на мне жениться". Она тут же отогнала от себя эту мысль. Ее влечение пол воздействием моральных норм было вытеснено, но не исчезло. Из глубин подсознания, будучи подавленным, оно дало о себе знать неврозом. Не понимая причин своей болезни, девушка обратилась к врачу. Психоаналитическая методика заставила ее все вспомнить, понять исходную причину своего состояния и в итоге привела к выздоровлению.
Научность психоанализа обусловлена его способностью устанавливать действительные причинные связи между бессознательным и социальным поведением человека.
Бессознательные влечения
Бессознательное — это область глубинных психических процессов, протекающих вне контроля сознания и представленных в духовной деятельности и социальном поведении человека разнообразными проявлениями положительного и деструктивного характера.
У маленьких детей с едва начавшим развиваться сознанием все проявления бессознательного находятся как бы на поверхности. Последующая социализация, воспитание, образование, приобретение навыков цивилизованного, культурного, законопослушного повеления напоминают процесс надстраивания над "подвалом" бессознательного многих этажей социальных и духовных качеств. В итоге бессознательное оказывается на самом "дне" психики, где продолжает жить своей скрытой от всех жизнью. Оно способно заявлять о себе не только в творческих вдохновениях, нейтральных формах сновидений, но и в опасном для окружающих виде немотивированной агрессивности, в форме девиаций, деликтов и преступлений.
Бессознательное — это психическая универсалия. Оно пронизывает все виды и формы человеческой жизнедеятельности, от элементарных жизненных актов до самых возвышенных форм научно-художественного творчества. Оно — психоантропологическое основание, на почве которого формируются ментальные, ценностные и нормативные структуры человеческого духа. Сколь бы эти структуры не противоречили в своих устремлениях витальной природе бессознательного и не пытались оторваться от его детерминирующих воздействий, они все же существуют в огромной степени благодаря ему, как крона существует благодаря скрытым в земле корням.
Если бы социальное поведение людей не испытывало на себе воздействия бессознательного, то любая из акций представляла бы собой рационально оформленный, поддающийся достоверному прогнозированию поведенческий автоматизм "человека-машины". Бессознательное чрезвычайно усложняет поведение, лишает его стопроцентной предсказуемости.
Подавленные бессознательные влечения способны порождать неврозы и состояния фрустрации с характерным для них негативным и даже откровенно враждебным отношением к морально-правовым запретам, мешающим индивиду реализовать свои агрессивные интенции.
Бессознательные агрессивные импульсы далеко не всегда доводятся до сознания индивида и могут быть не ясны ему в силу их значительного отличия от рациональных, отчетливо осознаваемых мотивов. Человек может с удивлением обнаружить их в себе, и у него будут все основания для того, чтобы не считать их принадлежностью своего "я" из-за их очевидной чужеродности. Подобные коллизии обнаруживают, что люди иногда сами не в полной мере понимают, что их толкнуло на тот или иной поступок, поскольку между сознанием и бессознательным оказывается барьер, за который ни рассудок, ни разум не в состоянии проникнуть.
Чаще всего бессознательное выступает как темный двойник сознательного "я", как его тайная, повсюду за ним следующая тень, способная провоцировать на агрессивно-криминальные действия. В глубинах бессознательного дремлет память о диком, первобытном прошлом, и для этой дремлющей энергии наиболее предпочтительными формами разрядки являются борьба, насилие, разрушения.
Деление психической жизни на сознательную и бессознательную — один из самых драматических сюжетов человеческого бытия, сопровождающийся множеством серьезных коллизий, которые по своей остроте и напряженности способны достигать уровня настоящих драм и трагедий.
Если рассматривать проявления бессознательного в нормативном аспекте, то обнаруживаются четыре их типа: I) внеморальные, то есть не подлежащие этическим оценкам; 2) подлежащие этическим оценкам, но при этом не выходящие за рамки моральных норм; 3) нарушающие нормы морали (проступки, пороки); 4) нарушающие нормы права (преступления).
"Глубинная" психосоциология К. Г. Юнга
Коллективное бессознательное
Архетипы
КУРС ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
Лекция 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Структура социологического сознания
Социологический рассудок
Социологический разум
Социологическое воображение