Социология - Бачинин В.А. - "Комплекс Эдипа"

3. Фрейд изображает бессознательное как стихию инстинктивных, сексуальных и агрессивно-оборонительных импульсов, ощущений, влечений, идущих из глубин психики и обеспечивающих жизнедеятельность человеческого организма. На уровне сознания эти импульсы способны трансформироваться в определенные структуры образного и вербального характера.

Особое внимание 3. Фрейд уделяет сексуальному инстинкту. Согласно его концепции, сексуальные потребности человека обнаруживают себя уже в раннем детстве. Поначалу они не имеют внешних объектов и направляются ребенком на самого себя. Эту возрастную стадию 3. Фрейд называет "нарциссизмом", имея в виду юношу Нарцисса из греческих мифов, увидевшего свое отображение в зеркальной глади водоема и влюбившегося в него.

Вторая возрастная фаза развития сексуальности предполагает, что влечения ребенка устремляются на родителей. При этом у мальчиков влечение к матери сопровождается агрессивными, соперническими чувствами к отцу. 3. Фрейд называет это психологическое состояние "комплексом Эдипа". У девочек аналогичное стремление к отцу и агрессивное отношение к матери получило в работах последователей 3. Фрейда название "комплекса Электры", то есть по имени героини древнегреческих мифов, которая, мстя за своего отца Агамемнона, участвовала в убийстве своей матери Клитемнестры.

Оба комплекса присутствуют в подсознании каждого человека, так или иначе влияя на его судьбу.

В своей концепции "эдипова комплекса" Фрейд утверждал, что в обычных, нормальных условиях воспитания и социализации сын, становясь взрослым, как правило, направляет свое влечение на других женщин. Одновременно он усваивает отцовские поведенческие стереотипы, соглашается, внутренне сживается с

исходящими от отца повелениями и запретами и, в конечном счете, избавляется от чувства соперничества с отцом.

Фрейд выдвинул любопытную гипотезу исторического происхождения "комплекса Эдипа". Согласно ей, некогда в далеком прошлом в варварской орде господствовал жестокий и своенравный отец. Притесняемые им сыновья однажды сговорились и убили тирана. Но после того, что свершилось, они вместе с радостью освобождения от отцовского деспотизма испытали чувства вины и раскаяния. С одной стороны, их радовало, что женщины, ранее принадлежавшие отцу, теперь будут принадлежать им. С другой — то обстоятельство, что убитый являлся их отцом, рождало раскаяние. Боязнь самим повторить впоследствии судьбу отца, а также чувство вины заставили сыновей ввести запреты-табу на убийства родственников и на кровосмесительные связи.

Архаическая психика, прежде целостная, непротиворечивая в своей первобытности, теперь оказалась в состоянии внутреннего конфликта. С одной стороны, в человеке жили агрессивные и кровосмесительные побуждения, а с другой — он вынужден был подчиняться введенным социальным запретам. Подсознательные импульсы толкали к преступлениям, но вновь образовавшаяся психическая структура, названная Фрейдом "сверх-Я" и являвшая собой первоначальную форму совести, удерживала от опасных шагов.

Для Фрейда характерен взгляд на генезис и функционирование государства, социальных норм, культуры сквозь призму проблемы бессознательного. В системе социального контроля он видел не только необходимое условие усмирения разрушительных влечений, средство развития цивилизации и культуры, но и репрессивный фактор, действующий угнетающе на бессознательно-инстинктивные начала человеческой природы, порождающий неврозы, бесчисленное множество внутренних морально-психологических коллизий и деформации характера.

Психоаналитическая концепция Фрейда, при всей спорности, а порой и бездоказательности ряда ее положений, имеет важное значение для криминолого-психологического анализа мотивационных предпосылок преступления. Фрейду удалось обосновать положение о том, что почти всегда, кроме рациональных, осознаваемых мотивов преступления, существуют еще и глубинные, бессознательные установки, способные быть хотя и скрытым, но ведущим генератором криминальных инициатив. Без их учета невозможно воссоздать аутентичную психологическую картину абсолютного большинства совершаемых преступлений. Итак, согласно теории 3. Фрейда:

а) за мотивами нормативного или анормативного, криминального поведения, которые очевидны для самого человека и в достаточной степени ясны ему, всегда существует более глубокий мотивационный уровень, а за ним следующий и т. д. до бесконечности;

б) истинное содержание криминальной мотивации может значительно отличаться от очевидных побудительных причин преступления;

в) преступление может быть целиком детерминировано бессознательными психическими установками, не доведенными до сознания преступника;

г) преступник способен самостоятельно или с помощью психоаналитика осознать суть и смысл собственных бессознательных установок, толкнувших его на преступление;

д) проникновение в бессознательные глубины психики в поиске главных, определяющих, первичных мотивов социального поведения не имеет шансов для достижения конечного пункта, исходной "точки", поскольку физическая бездонность бессознательного переходит в метафизическую беспредельность трансцендентально-трансцендентной реальности.

"Глубинная" психосоциология К. Г. Юнга
Коллективное бессознательное
Архетипы
КУРС ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
Лекция 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Структура социологического сознания
Социологический рассудок
Социологический разум
Социологическое воображение
Интеллектуальная социологическая интуиция
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru