Правовое государство представляет собой институт управления жизнедеятельностью общества, позволяющий системе права надежно защищать граждан, их жизнь, свободу, собственность и личное достоинство от любых форм произвола. Чем эффективнее такая защита, тем выше степень цивилизованности правового государства. Таких степеней может быть достаточно много, что позволяет говорить о философско-юридической модели правового государства не как о некой константе, но как о переменной социокультурной величине, изменчивой и в социальном времени и пространстве.
Правовое государство в качестве внутренне сбалансированной социальной системы предполагает приоритет права над властью. Взвешенные правовые ограничения блокируют вероятность произвола властей, препятствуют любым попыткам управленческого аппарата осуществлять свои властные функции в ущерб интересам гражданского общества, запрещают вмешиваться в частную жизнь законопослушных граждан, заставляют считаться с принципом неприкосновенности прав и свобод личности, в число которых входят свобода убеждений и верований, устного и печатного слова, союзов и собраний, политические свободы, а также неприкосновенность жилища и переписки.
Если в неправовом государстве на первом месте стоят интересы самого государства, а интересы гражданского общества и отдельной личности для властей как бы не существуют, то в правовом государстве преобладает совершенно иная система приоритетов. Доминирующее положение естественно-правовых норм и ценностей заставляет систему позитивного права целенаправленно проводить стратегию взаимного адаптирования и уравновешивания между собой всех трех групп интересов — государства, гражданского общества и личности.
Данные типы волевых импульсов приводятся в состояние динамического равновесия и связываются узами взаимной моральной и юридической ответственности.
В качестве внутренне сбалансированной социальной системы правовое государство имеет несколько ведущих, необходимых и достаточных признаков.
1. Приоритет права над властью
Предполагается наличие системы взвешенных правовых ограничений деятельности органов государственной власти. Нормы права блокируют вероятность произвола властей, препятствуют любым попыткам государства реализовывать свои властные функции в ущерб интересам гражданского общества. Они запрещают государству вмешиваться в частную жизнь законопослушных граждан, заставляют его считаться с принципом неприкосновенности прав и свобод личности.
2. Приоритет естественного права над позитивным правом
В основе действующего в государстве законодательства лежат принципы неотъемлемости и ненарушимости естественных прав и свобод человека. Естественное право каждого на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство, благополучие и счастье составляет основополагающую общественную ценность, защищаемую действующим законодательством. Законы лишь подтверждают, что естественные права не даруются государством, а принадлежат человеку изначально.
Позитивное право считает своей обязанностью обеспечивать не только порядок и дисциплину в государстве, но и свободу граждан.
I в неправовом государстве учитываются только интересы самого государства, а интересы гражданского общества и личности для него просто не существуют, то правовому государству присуща совершенно иная система приоритетов. Согласно этой системе, позитивное право призвано обеспечивать и оберегать прежде всего интересы личности и гражданского общества и только во вторую очередь нужды самой государственной машины.
Приоритетное положение естественно-правовых норм и ценностей заставляет систему позитивного права взаимно адаптировать и уравновешивать между собой все три группы интересов, — государства, гражданского общества и личности. Соответствующие всем трем волевые импульсы должны быть приведены в отношения устойчиво-динамичного равновесия и связаны антагональными узами взаимной моральной и юридической ответ-
Сущность гражданского общества
Историческая социодинамика гражданского общества (Западная модель)
Личность создателя гражданского общества
Историческая социодинамика гражданского общества (российская модель)
Внутренняя противоречивость гражданского общества
Цивилизационные функции гражданского общества
Противоречия между государством и гражданским обществом
Публичное и частное право как модификация антитезы государства и гражданского общества
Личность в гражданском обществе