Аффектам, как внезапно возникающим и бурно протекающим процессам повышенного эмоционального возбуждения, свойственно облекаться в резко выраженные внешние формы в виде слов, жестов, действий и поступков.
Издавна цивилизации практикуют специальные социальные механизмы, процедуры, ритуалы, намеренно культивирующие аффекты определенного рода. Таковы, к примеру, античный феномен дионисийства или средневековые карнавальные празднества. Они возникли и продолжали длительное время существовать с учетом такой особенности человеческой природы, как потребность в бурных эмоциональных всплесках и следующих за ними психологических разрядках. Внутренние биоритмы периодически заставляют человеческое существо желать восторженных самозабвений, саморастворения в хаосе аффективных состояний. Этому могут способствовать праздники, музыка, зрелища, алкоголь.
Аффективное состояние, будь то гнев, ярость, ужас, ожесточение, ненависть и т. п., предполагает временное изменение сознания, когда возникает мощная внутренняя доминанта, заставляющая преувеличивать важность предмета волнения и существенно преуменьшающая значимость всех иных ценностей духовного, социального и витального характера.
Другой особенностью аффективного состояния является значительное ослабление самоконтроля. Те социальные нормы этикета, морали и права, которым личность в своем обычном состоянии подчиняется без каких-либо особых затруднений, при аффекте утрачивают для нее свою обязательность, а с нею и присущие им регулятивные способности.
Движущее индивидом стремление к немедленному реагированию на раздражитель и возникшее возбуждение, несмотря на существующие морально-правовые ограничения, способны порождать разнообразные проступки, правонарушения и преступления, к совершению которых человек в спокойном состоянии не был склонен.
Аффект служит примером "пограничного состояния", когда ситуации оказываются присущи одновременно два противоположных направления ее разрешения нормативное и анормативное, имморальное, противоправное.
Различают два вида аффектов — физиологические и патологические.
I. Физиологические аффекты характерны для всех нормальных, здоровых людей и не отменяют уголовной ответственности за преступления, совершенные в состоянии чрезмерного возбуждения. Лишь при наличии особых, смягчающих вину обстоятельств мера наказания может быть уменьшена.
2. Патологические аффекты являются следствием серьезных психических нарушений. При установлении судебно-психиатрической экспертизой аномалий в психике индивида, совершившего преступление в состоянии патологического аффекта, он признается невменяемым и освобождается от уголовной ответственности и уголовного наказания.
Страсти и социальное поведение
Страсть — это сильное и устойчивое влечение человека к чему-либо, во власти которого он может находиться продолжительное время. Являясь иррациональными формами проявлений внутренних состояний, страсти способны заставить личность действовать вопреки доводам рассудка и логики. Они могут мешать строить адекватные модели действительности и препятствовать совершению оптимального выбора в сложных ситуациях, чреватых непредсказуемыми последствиями и опасностями.
Большая часть рассуждений о природе страстей вращаются вокруг их взаимоотношений с разумом. Полюсами этой антитезы можно считать позицию Спинозы, согласно которой разум господствует над страстями, и точку зрения Фрейда, настаивавшего на однозначном господстве страстей над разумом.
Декарт в трактате "Страсти души" отмечал, что страстям свойственно подчинять себе разумную часть души и заставлять человека формулировать собственную философию жизни, которая может оказаться либо апологией наслаждений, либо философией, оправдывающей пороки.
Кант определял страсть как влечение, исключающее всякую возможность для человека владеть собой.
Фромм трактовал страсти как своеобразный плод скрещивания инстинкта с социальностью.
Почти все исследователи отмечают свойство страстей трансформироваться под воздействием социогенных и антропогенных факторов как в конструктивные, так и в деструктивные энергетические источники. Полярные по своей направленности, созидательные и преступные страсти с равной силой драматизируют человеческое существование, придают ему истинный или превратно понимаемый смысл, наполняют жизнь возвышенным духовным содержанием или же опустошают, лишают какой бы то ни было одухотворенности.
Как и все, что включает в себя человеческая природа, аффекты и страсти амбивалентны и способны подталкивать человека и к самоотверженным, героическим поступкам, и к противоправным, преступным действиям. Отрицательные аффекты, побуждаемые завистью, ненавистью, ревностью, тщеславием, часто выводят людей на траектории противоправных действий.
Будучи иррациональными формами проявления психических состояний, аффекты и страсти заставляют человека действовать вопреки доводам рассудка и логики. Они могут мешать строить адекватные модели действительности и препятствовать совершению оптимального выбора в сложных и двусмысленных ситуациях, чреватых непредсказуемыми опасностями. Они также препятствуют тому, чтобы человек в критических ситуациях верно оценивал свои силы, возможности, характер грозящих ему опасностей и действительную степень риска. Вместе с тем они могут за счет неадекватных оценок способствовать повышению активности, подталкивать к рискованным действиям, на которые человек вряд ли пошел бы, отнесись он к обстоятельствам трезво и здраво.
Психологический механизм абсолютного запрета
Талион и его нормативно-ценностное содержание
Нормативность религиозного сознания
Нормативно-ценностная ориентированность нравственного и морального сознания
Психологическая структура правосознания
Психосоциологические особенности естественно-правового сознания
Критерии зрелости (цивилизованности) правосознания
Роль знаний в деятельности правосознания
Рациональные механизмы правосознания