Нормативная структура религиозного сознания определяется содержанием и ценностной ориентированностью составляющих ее норм, которые имеют следующие признаки:
1) исходят от высшего, абсолютного авторитета, каковым является Бог;
2) имеют характер безапелляционных требований и запретов;
3) предписывают определенное внутреннее состояние души, веру, и соотносимое с ней столь же определенное внешнее поведение;
4) предполагают у верующего "страх Божий" перед их невыполнением и "суд Божий" в качестве наказующей санкции за их нарушение;
5) распространяются только на тех, кто исповедует данную веру.
Для религиозного сознания Бог — это символ абсолютной нравственности, олицетворение всего самого светлого, доброго и разумного. Он одухотворяет бытие людей, вкладывает в них стремление к гармонизации бытия, к следованию в своем социальном поведении высшим нравственным и естественно-правовым предписаниям.
В социальной практике существуют различные правила поведения, многие из которых имеют альтернативный характер. Перед каждым человеком регулярно возникают задачи выбора среди них. Бог как высший судья оберегает своими заповедями людей от искушений ложного выбора, помогает им избирать пути, соответствующие принципам нравственности и естественного права. В узаконенной им иерархии норм и ценностей убийство, кража, предательство, ложь, прелюбодеяние — всегда зло. Знание этого служит для религиозного сознания достаточным основанием для принятия верных решений в конфликтных ситуациях морально-юридического характера. Более того, для человека, который верует искренне и твердо, немыслима ситуация пренебрежения божественными заповедями, имеющими абсолютный и всеобщий характер.
Нормативно-ценностная ориентированность нравственного и морального сознания
Между моралью и нравственностью имеются существенные различия. Если мораль предполагает ограниченность социальной активности субъекта характером его общественных ролей, его положением во внутригрупповой иерархии, то нравственность — это преимущественно "надролевое" или "сверхролевое" поведение, выходящее за пределы гетерономных зависимостей в сферу истинной автономии духа, где у человека есть возможность при любых обстоятельствах вести себя как целостный субъект, как носитель родовой сущности.
Если в морали индивид — это подчиненный элемент социальной системы, активность которого детерминирована состоянием той общности, к которой он принадлежит, то в нравственности он выступает как свободный от корпоративных пристрастий субъект, имеющий мужество пользоваться собственным разумом, доверяющий своей интуиции и своим нравственным чувствам.
Мораль и нравственность соотносятся между собой как предел и беспредельность: первая — это вольное или невольное отстаивание множественности разнообразных общественных перегородок, разъединяющих людей по разным социальным основаниям, а вторая — отрицание разъединяющих факторов во имя всеобщего единства, во имя человека как целостного, а не разорванного существа. В тех социально-исторических условиях, где человек вынужден вести отчужденное существование, нравственные абсолюты позволяют ему не утратить представлений о высших социокультурных "сверхзадачах" родового бытия.
Если на протяжении истории цивилизации общественный человек чаще всего выступал как гетерономный, частичный индивид, отчужденный от собственной сущности, то в сфере нравственности ему удавалось воссоединяться с ней, с лучшим, что имелось в содержании его социальности.
Особенность морали как комплекса норм и ценностей состоит в том, что ее субъекты сознают себя прежде всего представителями и выразителями интересов определенных социальных общностей — стран, наций, государственных образований, классов, сословий, партий, коллективов, групп.
Нормы морали отличаются следующими свойствами:
1) распространяются преимущественно на членов данной социальной общности;
2) требуют, чтобы субъект согласовывал свое поведение с поведенческими стереотипами, принятыми в той общности, членом которой он является;
3) требуют, чтобы социальная активность субъектов соответствовала их функциям и положению во внутригрупповых иерархиях;
4) психологическим стражем на пути к их нарушениям выступает стыд как боязнь осуждения со стороны социального окружения.
Нормы морали со всей силой присущей им императивности навязывают личности совершенно определенный тип мироотношения. Они не признают за ней права на мировоззренческое и этическое самоопределение в каком-либо ином ценностном направлении, не вписывающемся в реестр ее нормативных образцов, поэтому в сфере позитивной морали человек не является полноправным хозяином собственного "Я". Его "Я" должно принадлежать данной социальной общности, а сам он обязан выступать в роли ее "типичного представителя".
Индивидуальная моральность предполагает развитие у личности в первую очередь приспособительных качеств, способности растворяться в общности, сливаться с ней в единое целое, ставить ее интересы выше собственных, исходить в принимаемых решениях из принципа приоритета общего "Мы" над индивидуальным "Я", уметь вписывать свою активность в строго очерченные нормативные пределы.
На развитие адаптивных свойств и качеств направлены соответствующие средства воспитательно-педагогического воздействия. Они имеют своей целью перевод индивида с нижней ступеньки первоначально-доморального состояния, где он еще не отождествляет себя ни с одной из "взрослых" социальных общностей, в новое качество, позволяющее ему сознавать себя "частью целого", хорошо пригнанной к системе, способной поддерживать устоявшееся в ней динамическое равновесие и воспроизводить существующие внутри нее моральные отношения.
Нормы позитивной морали всегда относительны. Предполагается, что у каждой общности могут быть свои представления о добре и зле, должном и сущем. В их свете добром является то, что служит интересам данной общности и представляющих ее индивидов.
Психологическая структура правосознания
Психосоциологические особенности естественно-правового сознания
Критерии зрелости (цивилизованности) правосознания
Роль знаний в деятельности правосознания
Рациональные механизмы правосознания
Когнитивный диссонанс
Сверхрациональное содержание социально-правовой реальности
Лекция 6. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ МОТИВАЦИОННЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
Психологема хронотопа