Существует давняя, берущая свое начало еще в античности традиция выделения двух ипостасей правосознания — естественно-правовой и позитивно-правовой. Важнейшей чертой естественного права является его универсальная нормативность, проявляющаяся в абсолютной пред писатель ной, долженствовательной, императивной форме его суждений. Эта универсальная предписательность носит безлично-авторитарный характер.
Нормы естественного права, имея максимально широкое, универсальное значение, адресованы ко всем без исключения, правоспособным субъектам и призывают следовать сформулированным в них предписаниям, потому что те отвечают требованиям высшей, абсолютной справедливости. Эти требования категоричны в том смысле, что не оставляют возможности для сомнений и колебаний. Они гарантируют индивидуальному правосознанию высшую правоту, если его обладатель будет действовать в должном направлении.
Критерии зрелости (цивилизованности) правосознания
Правосознание представляет собой своеобразный "пульт управления", куда поступает информация с двух сторон — от цивилизационной системы со всеми ее звеньями и от самого субъекта с его интересами, ориентациями, потребностями. Задача правосознания — изыскивать способы согласования устремлений, исходящих от обеих систем, сглаживать противоречия, предупреждать конфликты, предлагать варианты возможных компромиссов, а затем уже посылать команды на определенные социальные действия. Мотивационное пространство индивидуального правосознания является как бы полем "мыслительных экспериментов", в ходе которых вырабатываются и выбираются наиболее приемлемые поведенческие модели.
Чем более зрелым является правосознание, тем обширнее имеющийся передним веер возможностей цивилизованного существования, тем больше он вмещает различных форм цивилизованного поведения, способных удовлетворить и трансгрессивные притязания личности, и внешние требования цивилизационной системы. Общее свойство этих форм состоит в том, что они включают лишь те средства взаимоадаптации, которые отвечают критериям антагонального, договорного, взаимовыгодного сосуществования.
В состоянии правосознания можно выделить две ступени -гетерономную и автономную. Гетерономия предполагает, что нормы права .выступают для личности как нечто сугубо внешнее и достаточно чуждое ее изначальным устремлениям. Человек обязан в своем поведении руководствоваться этими извне задаваемыми образцами, не являющимися для него его "второй натурой". Сам индивид может быть при этом имморален, но под давлением содержащихся в правовых нормах регулятивно-императивных потенциалов он вынужден приспосабливать свои действия к их требованиям.
Автономное правосознание тоже руководствуется требованиями цивилизационной системы. Но эти нормативы настолько глубоко интегрированы в индивидуальное "Я" субъекта, что он зачастую склонен считать их своим внутренним достоянием. Подчинение им выступает для личности в качестве акта свободного внутреннего предпочтения. Автономия состоит здесь в том, что правосознание оказывается, по сути, свободным от внешнего принуждения. За ко но послушание опирается в данном случае не на внешние, а на внутренние, и притом довольно глубокие, "предправовые" уровни нормативной саморегуляции морального, нравственного, а порой и религиозного характера. В итоге возникает впечатление, будто бы правосознание "самозаконодательствует", само определяя для себя содержание должного и поэтому не нуждаясь во внешнем принуждении. Обходясь без помощи внешней нормативно-правовой регуляции, автономное правосознание обнаруживает способность самостоятельно противостоять как негативным импульсам, идущим из его собственных "доправовых" и "доморальных" глубин, так и деструктивным, анормативным воздействиям внешнего характера.
Рациональные механизмы правосознания
Когнитивный диссонанс
Сверхрациональное содержание социально-правовой реальности
Лекция 6. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ МОТИВАЦИОННЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
Психологема хронотопа
Страх смерти
Психосоциология свободы
Экзистенциология правосознания
Экзистенциальные конфликты