Понятие когнитивного диссонанса было введено в 1950-е гг. американским социопсихологом Л. Фестингером для обозначения такого состояния индивидуального сознания, когда в нем сталкиваются в единой смысловой плоскости два противоположных представления об одном объекте или факте, не согласующиеся между собой, но представляющиеся человеку в равной степени убедительными.
Согласно Фестингеру, когнитивный диссонанс играет в духовно-практической жизни личности преимущественно отрицательную роль и и располагается на ценностной шкале гораздо ниже консонансных состояний. Этот взгляд находится в русле позитивистской традиции, абсолютизирующей роль принципа равновесия и трактующего противоречия внутренней жизни негативно — как изъяны, а не стимулы духовного развития.
В сфере морально-правового сознания когнитивный диссонанс проявляет себя как источник ориентационных затруднений внутри социально-правовой реальности. Он способен вести относительно автономное существование в пределах индивидуальной психики и самостоятельно индуцировать внутреннюю энергию, порождающую разнообразные нравственно-правовые коллизии. Сопутствующие ему затруднения понимания, оценивания, целеполагания выводят личность за пределы мировоззренческих и поведенческих автоматизмов. Субъективные реакции на когнитивный диссонанс подразделяются на интровертные и экстравертные.
Интровертные реакции:
1) реакция сублимации как переключение разбуженной когнитивным диссонансом внутренней энергии в русло позитивной социальной деятельности;
2) реакция аутотерапии как изменение отношения к содержанию когнитивного диссонанса с целью нейтрализации имеющегося в нем дезорганизующего потенциала;
3) реакция эскапизма как стремление заглушить когнитивный диссонанс искусственными возбудителями или транквилизаторами — алкоголем, наркотиками и т. п.
Экстравертые реакции:
1) реакция негации как попытка ликвидировать ближайшие причины, породившие когнитивный диссонанс;
2) реакция трансформации как воздействие на непосредственные причины когнитивного диссонанса, пока они не потеряют способность обеспечивать его активное дезорганизующее существование в морально-правовом сознании.
Сверхрациональное содержание социально-правовой реальности
Там, где кончаются границы очевидного, где реальность обнаруживает свою загадочность, апофатичность, где логические доводы рассудка и разума отказываются выполнять свою объяснительную функцию, возникают мифы и мифологемы. Тайное, чтобы стать явным, находит в них соответствующий его природе язык.
У каждой социальной, нормативной, экзистенциальной тайны есть своя онтология, гносеология и аксиология. В онтологическом смысле это еще не разрешившееся противоречие внутри предмета, объекта или субъекта, содержание которых будет определяться тем, какая из сторон возобладает и какая из возможностей перейдет в действительность. В гносеологическом отношении тайна — это то, что еще не познано или в принципе не познаваемо. И наконец, в аксиологическом смысле за понятием тайны стоит та или иная жизненная ценность, которая по ряду причин тщательно оберегается и скрывается личностью от других людей.
Невозможно согласиться с утверждением психолога Ф. Е. Василюка, будто индивидуальная тайна — это "язва, изнутри разлагающая общение", "дыра, непрозрачная инородная капсула в теле общения". Подобный взгляд на межсубъектное взаимодействие предполагает этическую и экзистенциальную прозрачность человеческого бытия, а также обязательность демонстрирования этой прозрачности. При этом игнорируется то фундаментальное обстоятельство, что человек и мир человека неисчерпаемы в своих проявлениях, а эти проявления неисчерпаемы в своих смыслах и сопровождаются бесконечным многообразием противоречий. Те из морально-правовых противоречий, что еще далеки не только от своего разрешения, но и от достаточно адекватного понимания, способны выступать в обрамлении загадочности и таинственности.
Лекция 6. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ МОТИВАЦИОННЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
Психологема хронотопа
Страх смерти
Психосоциология свободы
Экзистенциология правосознания
Экзистенциальные конфликты
Нравственно-психологические и социально-правовые проблемы эвтаназии
Самоубийство как психосоциологическая проблема
Мотивации правосознания