Психологема хронотопа
Основной источник полноценной психической жизни социализированного субъекта находится в его отношениях с миром, цивилизацией и культурой, в тех противоречиях, которыми насыщены эти отношения, в сопутствующих им чувствах, мыслях, страстях, в динамике поиска человеком своего места в социокультурном времени-пространстве.
Совмещение концептов времени ("хроноса") и пространства ("топоса") привело к появлению категории хронотопа, которая вошла в XX в. в язык современного человековедения и позволила высветить новые грани в понимании общих оснований духовного бытия человека.
По мнению академика А. А. Ухтомского, благодаря универсалии хронотопа каждый отдельный факт жизни и деятельности человека превращается в значимое событие культуры, связанное "мировыми линиями" духовных взаимозависимостей с множеством других фактов. Сквозь призму категории хронотопа судьба каждого человека предстает как подобие всплеска волны в великом океане, несущем воды из великого прошлого в великое будущее.
Для другого отечественного мыслителя, М. Бахтина, хронотоп — это онтология пространственно-временных параметров человеческого бытия, слившихся в единую, конкретную целостность, где время сгущено и уплотнено до степени осязаемости, а пространство втянуто в движение времени как истории. Здесь "хронос" и "топос" взаимопроникают друг в друга, а центрирующим началом их онтологического единения является человек в качестве носителя духовности и культуры.
Страх смерти
Человеческое "Я" в его витальной ипостаси, непосредственно ощущающее свое пребывание в физическом времени, как правило, страшится смерти, трепещет перед ней. Основой такого страха является инстинкт самосохранения. Но следует учитывать то, что витальное "Я" боится прежде всего насильственной и преждевременной смерти. Что же касается естественной смерти, приходящей к человеку по достижению престарелого возраста, то витальное "Я" воспринимает ее как нечто должное и непреложное и относится к ее неизбежности достаточно СПОКОЙНО.
Угрозе смерти витальное "Я" может противопоставить только витальное бессмертие. Если в качестве единичного организма человек смертен, то как родовое существо он бессмертен в потомстве — детях, внуках, правнуках и т. д. Природа позаботилась о том, чтобы из цепочки единичных жизней складывалась уходящая в бесконечность череда поколений. Природа, равнодушная к судьбе отдельного индивида, подверженного множеству опасных случайностей, заботливо охраняет бессмертие рода. Для нее, как отмечал А. Шопенгауэр, жизнь индивида — средство, а жизнь рода — цель.
Для духовного "Я", локализованного в пределах человеческой телесности, угроза будущего органического распада, физической смерти порождает сложные мировоззренческие, философско-религиозные и этические коллизии. Так, материализм утверждает, что перед законами естественной необходимости бессильны как человеческая плоть, так и человеческий дух, который бесследно гибнет вместе с телом. Этому взгляду противостоит другая позиция, сторонники которой настаивают на том, что у духа иная суть. Он не имеет ни объема, ни массы и не распадается как живая плоть. Длят него возможна вечная жизнь, позволяющая ему перемещаться в пространственно-временной бесконечности. Духовное "Я" противопоставляет угрозе смерти веру в бессмертие души, в то, что физическая смерть лишь освобождает душу от оков тела. Именно поэтому духовному "Я" чужд инстинктивно-животный страх смерти, испытываемый витальным "Я". Оно способно возвышаться над естественными и социальными пределами человеческого существования и целиком посвящать себя служению высшим идеалам добра, истины и красоты. Ф. Достоевский, считавший идею бессмертия души высшей идеей человеческого существования, писал: "Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно — идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные "высшие" идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают".
Социальное "Я" занимает своеобразную позицию при решении экзистенциальных вопросов. Для пего человеческая смерть — естественный акт, а социальный факт, имеющий социальный смысл. К собственной смерти оно относится сугубо негативно, так как с ней для него заканчивается "человеческая комедия" социальной жизни, где ему уже больше не играть социальных ролей и не носить социальных масок. Противопоставить угрозе личного уничтожения оно может только плоды своей деятельности — трудовой, экономической, политической, правоохранительной, которые служат делу укрепления основ цивилизованного общежития.
Экзистенциология правосознания
Экзистенциальные конфликты
Нравственно-психологические и социально-правовые проблемы эвтаназии
Самоубийство как психосоциологическая проблема
Мотивации правосознания
Правовая и неправовая мотивация
Мотивационное противоречие
Отношение личности к мотивационным противоречиям
Мотивационные противоречия и типы самосознания