Социология - Бачинин В.А. - Социальные функции анормативности

Субъективная податливость или, напротив, сопротивляемость личности логике асоциальных воздействий зависит от ее морально-психологических качеств и особенностей. Наиболее уязвимы в этом отношении так называемые акцентуированные личности. Акцентуация характера представляет собой крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезвычайно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. То есть акцентуация — это своего рода "ахиллесова пята" личности, поскольку она создает внутреннюю предрасположенность к тем или иным поведенческим отклонениям от нормативных образцов.

Как достаточно типовое характерологическое усложнение в духовно-нравственных структурах личности, акцентуация не является разновидностью социально-психологической патологии. Тем не менее она существенно осложняет процесс социализации, вносит в его динамику дополнительные противоречия мо- тивационного и поведенческою характера. У каждого типа акцентуации имеются свои специфические особенности, сказывающиеся на моральном облике личности, на ее отношении к людям, социальным ценностям и собственному "Я".

Результаты исследований показывают, что в возрасте 14—15 лет наличие отчетливо выраженных акцентуаций наблюдается у 53 % подростков, а при достижении 16—17 лет — у 62 %. Среди молодых правонарушителей этот процент значительно выше и может достигать 87 %.

Обозначим характерные особенности тех видов акцентуаций, которые в наибольшей степени предрасполагают индивидов к девиациям, деликтам и преступлениям.

Конформный тип:

а) Преобладание поведенческих реакций адаптивно-приспособительного характера. Постоянная готовность подчиняться давлению обстоятельств, мнению большинства, силе, авторитету. Неспособность противостоять внешнему давлению. Стремление избегать конфликтов. Постоянная установка на то, чтобы поступать и думать "как все", где "все" — это прежде всего ближайшее окружение. Способность при попадании в дурную среду быстро утрачивать положительные качества. Податливость искушающему воздействию алкоголя, наркотиков, преступного сговора.

б) Шаблонность и консерватизм мышления, приверженность господствующим догмам и привычным стереотипам, неспособность к инициативе, новаторству, творчеству. Негативное отношение к социальным инновациям.

в) Некритичность восприятия, готовность верить самым нелепым рассказам и слухам, а затем выступать в роли их разносчика.

г) Склонность к сугубо внешнему благонравию; отсутствие искреннего стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

Психастенический тип:

а) Замкнутость, необщительность, боязнь условий повышенной ответственности, стремление избегать ее любыми путями вплоть до использования алкоголя, наркотиков и суицидных попыток.

б) Слабая развитость адаптивных свойств и способностей, робость перед всем новым, неизвестным, неожиданным, страх перед ситуациями, требующими самостоятельного морального выбора. Тревожная мнительность по отношению к будущему.

в) Склонность к малопродуктивным рефлексивным "самокопаниям", сопровождающимся чаще всего неадекватностью, ошибочностью самооценок.

г) Податливость нажимам грубой силы, способность превращаться в покорных исполнителей чужой злой воли.

д) Потребность в психологической поддержке извне, со стороны.

Неустойчивый тип:

а) Безволие и пассивность, преобладание адаптивных поведенческих реакций над контрадаптивными, готовность подчиняться силе внешних обстоятельств.

б) Неразвитость способности к сложной целеполагающей деятельности, равнодушие к собственному будущему, склонность жить преимущественно настоящим, сиюминутными настроениями и потребностями.

в) Преобладание гедонистических установок в их наиболее примитивных и вульгарных формах, тяготение к праздному времяпрепровождению.

г) Нежелание нести груз каких бы то ни было социальных обязанностей. Отсутствие трудолюбия, упорства в достижении положительных, социально значимых целей. Неспособность получать удовольствие от труда. Постоянство стремлений к уклонению от работы и ответственности.

д) Моральная ненадежность, отсутствие чувства долга, высоких принципов, убеждений. Общая бедность духовных потребностей и интересов.

е) Неспособность к устойчивым привязанностям, равнодушие к дружеским и родственным отношениям, склонность оценивать их прежде всего с утилитарно-прагматических позиций.

ж) Низкая моральная сопротивляемость перед лицом жизненных испытаний, склонность к эскапистскому реагированию на них.

Истероидный тип:

а) Склонность к демонстративно-эпатажным формам социального поведения, внешним эффектам, эксцессам, конфликтам, скандалам, пристрастие к позерству, самоукрашательству, "косметической лжи", мифотворчеству, фантазированию о собственных, часто мнимых, похождениях, успехах и победах.

б) Выраженный эгоцентризм, потребность в постоянном внимании окружающих: "Пусть хоть ненавидят, но только бы не были равнодушны ко мне".

в) Экстравертированная эмоциональность, экспансивность сочетается с малой глубиной внутренних переживаний.

г) Преобладание гедонистических ориентации на безделье, иждивенчество, шумную, легкую, "красивую" жизнь.

д) Чуткость к мнению окружающих о себе сочетается со слабой развитостью способности к моральной саморегуляции.

е) Склонность к поведенческим реакциям анархического толка, способность легко вспыхивать, обострять ситуацию, превращать ее в конфликт, становиться во главе спонтанных групповых выступлений и столь же быстро остывать, отступать перед неожиданными препятствиями и перед теми, кто оказывает твердое сопротивление.

ж) Стремление к авторитарно-престижному положению в социальной группе и отсутствие многих необходимых для этого качеств.

з) Потребность иметь кумиров и подражать им.

и) Отсутствие упорства в достижении поставленных целей, слабость волевых качеств, склонность при неудачах впадать в отчаяние, глубокую депрессию.

Эпилептоидный тип:

а) Возбудимость, импульсивность, способные переходить в агрессивность и ярость.

б) Эгоизм, властность, неуступчивость. Жажда лидерства, оборачивающегося прямым деспотизмом по отношению к тем, кто попал под его влияние и зависимость.

в) Преобладание состояний длительных дисфории, мрачности, хмурости, когда медленно накипает злобность и одновременно желание сорвать ее на ком-нибудь.

г) Наличие садистских наклонностей, готовности мучить слабых, младших, новичков. Безразличие к беспомощности противника. Безжалостность и жестокость в столкновениях, стычках, драках. Склонность терять самообладание, а затем очень долго остывать от приступов агрессивной ярости.

д) Прагматизм, отсутствие сентиментальности и застенчивости. Ориентированность на достижение конкретных, осязаемых благ, неприязнь к пустым мечтаниям, тяготение к поиску возможностей легкого обогащения. Расположенность к азартным играм и острым ощущениям.

е) Наполненность жизненного пути поведенческими отклонениями и регулярными конфликтами с окружающими.

Указанные типы акцентуаций обостряют внешние коллизии и внутренние мотивационные конфликты, предрасполагают индивидов к анормативным социальным акциям.

Социальные функции анормативности

Отклонение от должного, образцово нормативного поведения, — это, по существу, демонстрация той степени свободы, которой обладают элементы данной системы в ее пределах. Градация ступеней степени свободы может быть достаточно внушительной: от слабых, едва заметных, совершенно безобидных, не вызывающих у общественности сколь-нибудь серьезных опасений, как, например, в сфере моды, до значительных и крайне опасных, обретающих вид преступлений.

Если нормативное поведение обеспечивает стабильность, устойчивость социальной системы, то функции всех проявлений анормативности заключаются в том, чтобы обеспечивать изменчивость системы. Как источники возмущений, как очаги возмущающего поведения, аномалии вносят в социальную систему внутреннюю напряженность, разрушают привычные социальные стереотипы, выдвигают наборы новых поведенческих и мировоззренческих стереотипов, стимулируют процесс переоценки ценностей.

Нормативные и анормативные формы поведения дополняют и взаимоуравновешивают друг друга. В социальном пространстве между образуемыми ими полюсами бурлит "живая жизнь" общества, рутинная повседневность перемежается с проявлениями благородства и низости, с подвигами и преступлениями. И оказывается, что вполне обычным и в этом смысле "нормальным" проявлением социальности является не только норма, но и аномалия. Та и другая "нормальны" в силу равной необходимости, обязательности для развития социального организма. "Девиации (флуктуации в неживой природе, мутации - в живой) являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой живой системы".

Нарушения норм — необходимый момент мирового процесса в целом и социального бытия людей в частности. Одним из первых это отчетливо осознал и облек в онтологически-космологическую форму древнегреческий философ Эпикур в своем учении об отклоняющихся атомах. Девиантное поведение атомов он представил как главное онтологическое основание существования свободы. Позднее, уже в Новое время, европейская мысль приблизится к пониманию свободы как важнейшего условия развития цивилизации и культуры. Таким образом, протянется логическая цепочка неоднозначных, но вполне явных зависимостей между анормативностью, свободой и культурой.

Если в стабильные эпохи на передний план выходят конструктивные формы анормативности, а деструктивные успешно гасятся социальной системой, то в в кризисные, аномийные периоды все выглядит противоположным образом: деструктивные проявления анормативности начинают повсеместно доминировать, оттесняя далеко на задний план конструктивно-созидательную анормативность.

Надеяться на то, что когда-нибудь человечество сможет полностью избавиться от негативных форм анормативности, оставив в своем арсенале лишь возможности для ее позитивных форм, вряд ли приходится. Когда-то Достоевский сказал устами героя своих "Записок из подполья", что человек никогда не откажется от возможности учинять разрушения и хаос. Потребность отклоняться от норм, нарушать запреты, как это демонстрирует библейская история о грехопадении прародителей, - укоренена в самой человеческой природе. И задача заключается не в том, чтобы избавится от этой потребности, а в том, чтобы создавать необходимые социальные условия и предпосылки для ее позитивных трансформаций в нужные обществу цивилизованные, культурные формы.

Лекция 8. АНТРОПОСОЦИОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Криминальное поведение
Социальная детерминация преступлений
Хаосмос криминального сознания
Экзистенциальная трактовка криминальной трансгрессии
Преступление как средство самопознания
Лекция 9. СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
Социальный порядок и преступность
Идея аномальной природы преступлений (классический подход)
Преступность как "нормальная функция общества" (постклассическая модель Дюркгейма)
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru