Социология - Бачинин В.А. - Социальная прогностика

Можно выделить несколько социальных функций, которые выполняет преступность внутри цивидизационной системы.

Функция первая: преступления как разновидность социальной деятельности позволяют определенным категориям субъектов реализовывать свои трансгрессивные наклонности.

Внутри цивилизации всегда существуют возможности для разнообразных проявлений трансгрессивных наклонностей — путешествия, спорт, политика, сфера экономической конкуренции, наука, разные формы творческой деятельности. Но одновременно существует и область трансгрессивного резерва с набором видов деятельности для субъектов, не нашедших себя в позитивных, созидательных занятиях. Движимые потребностями в самоутверждении, в острых ощущениях, духом авантюризма, меркантильными побуждениями или избытком агрессивности, они преодолевают порог, разделяющий морально-правовую и криминальную области, и устремляются от дозволенного к запретному, переходят от законопослушного поведения к противоправному.

Функция вторая: преступления испытывают прочность, крепость и надежность нормативно-ценностной структуры цивилизации.

Преступность заставляет цивилизацию постоянно заниматься укреплением своих основ, регулярно совершенствовать и поддерживать в рабочем и боевом состоянии средства сдерживания и блокирования деструктивного напора. Поскольку этот напор идет изнутри и по множеству самых разных направлений, то в социальном теле цивилизации, по существу, нет ни одного участка, застрахованного от опасности криминализации. Таким образом преступность выполняет по отношению к цивидизационной системе, вынужденной заботиться о своем самосохранении и саморазвитии, мобилизационную функцию, не позволяющую цивилизованным субъектам полностью погрузиться в состояние благодушия и эйфории и забыть о существовании внутреннего противника.

Функция третья: преступления обозначают недолжные, левиантные линии вероятностного развития цивилизации.

Цивилизация предлагает субъектам среди множества вариантов разнообразных социальных действий далеко не все возможные, но в первую очередь должные, выбраковывая остальные. Но для подобной выбраковки необходимо обладать достоверной информацией о недоброкачественности предлагаемых возможностей. В этом смысле преступность помогает маркировать такие возможности. Являя собой один из атрибутов цивилизации, она обозначает и обнаруживает нежелательные, но вместе с тем реальные возможности ее трансформации, скрытые в самой ее сути. Фигура преступника при этом является своеобразным олицетворением ложных и часто трагических путей разрешения существующих противоречий социально-исторического процесса. Именно поэтому анализ проблем преступности позволяет обнаруживать опасные возможности и нежелательные тенденции, возникающие внутри этого процесса.

Социальная прогностика

Распространенное убеждение, будто по мере развития цивилизации человек становится все гуманнее, а общий уровень преступности постепенно снижается, восходит к идее линейного прогресса, то есть к предположениям, что будущее всегда лучше настоящего, а настоящее лучше прошлого. В свете этого предположения рождается оптимистический образ будущего как эпохи разрешения всех острых противоречий, в том числе и противоречий между законом и деликтами, между защитниками правопорядка и потенциальными и реальными преступниками.

В этих, проникнутых этическим пафосом, утверждениях есть глубокий социокультурный смысл: человечество действительно не желает считать зло, пороки и преступления нормальными формами социальной жизни. Им движет благородное, возвышенное стремление изменить все к лучшему. Тем более, что в аксиологике всемирно-исторического процесса просматриваются некоторые тенденции, дающие основания для благоприятных прогнозов. Так, к примеру, существует архаическая по своим истокам ценностно-логическая формула, согласно которой нельзя убивать "своих", но можно убивать "чужих". Когда же надо убрать с пути "своего", совершившего нечто недопустимое, архаическая аксиологика подсказывает решение: "свой" обращается в "чужого" _ отступника-еретика, предателя, классового врага, врага народа и т. д. Но для того чтобы убийства сделать неприемлемыми, необходима противоположная аксиологическая процедура по превращению "чужих" в "своих". Именно на этот путь встало две тысячи лет тому назад христианство. Оно, провозгласив идею "все люди — братья", стало ратовать за разрушение социальных, сословных, классовых, национальных барьеров между людьми, за общечеловеческое братство. Сходные функции выполняют и иные мировые религии. Кроме того, совершающийся ныне процесс глобальной интеграции есть не что иное, как практическое превращение всех, кто еще вчера считались "чужими", в "своих", процесс постепенного, но неуклонного превращения населения Земли в единое, общее братство.

Параллельно цивилизация разрабатывает и совершенствует разнообразные средства по блокированию и трансформации человеческой агрессивности. И на этом пути всемирные олимпийские игры оказываются противовесом мировым войнам. Эти и многие другие факторы рождают оптимистические прогнозы и надежды на полное изживание в будущем такой социальной аномалии, как преступность.

Лекция 10. ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Наказание как социальная практика
Неформальный социальный институт мести
Социальный институт суда
Тюрьма в системе социального контроля
Криминально-тюремная субцивилизация
ПЕРЕДМОВА
Розділ 1. ТЕОРЕТИЧНІ ОСНОВИ СОЦІАЛЬНОЇ ГЕОГРАФІЇ
1.1. Витоки соціальної географії: розуміння географічного змісту понять "соціальне" та "соціалізація" як основи формування самостійної галузі знань
1.2. Об'єкт і предмет дослідження соціальної географії
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru