Как отмечалось ранее, национальные антикризисные программы имеют много общего с точки зрения логики и основных направлений экономической политики. В то же время между ними существует также целый ряд отличий. Поэтому для более глубокого понимания всей панорамы борьбы с кризисом и усилий, направленных
Национальные антикризисные программы имеют много общего с точки зрения логики и основных направлений экономической политики. В то же время между ними существует также целый ряд отличий.
на возобновление экономической активности, необходимо дать обобщенную оценку национальных антикризисных шагов в широком значении этого слова.
Для начала отметим, что борьба с кризисом в части помощи банкам и компаниям финансового и реального секторов экономики сегодня нуждается в больших средствах, хотя их объемы могут существенно отличаться в зависимости от специфических обстоятельств каждой страны (таблица 11).
Таблица 11. Средства, которые планировалось выделить для помощи банкам и компаниям отдельными странами по состоянию на 20 марта 2009 года
Страна | Объемы государственной помощи, млрд долларов США | Объемы частной помощи, млрд долларов США | Объемы помощи по отношению к ВВП состоянием на 2007 год (%), первая цифра - государственной, в скобках - частной |
Америка | |||
США | 725 | 684,4 | 5,25 |
Канада | 21,6 | 3,3 | 1,63 |
Сальвадор | 0,8 (внешний займ) | 3,96 | |
Чили | 0,85 | 0,52 | |
СНГ | |||
Беларусь | 45,5 (внешний займ) | - | 10,05 |
Армения | 0,5 | - | 5,88 |
Казахстан | 9,2 | 3,2 | 8,9 |
Россия | 227,9 | 23,5 | 17,65 |
Украина | 16,5 (внешний займ) | 1,3 | 11,75 |
Европа | |||
Австрия | 20,3 | 5,38 | |
Бельгия | 26,6 | (4,92) | |
Великобритания | 511,2 | 138,2 | 18,74 |
Греция | 17,6 | 4,91 | |
Дания | 17,8 | 0,9 | 5,81 |
Ирландия | 9 | 3,02 |
Окончание таблицы 11
Страна | Объемы государственной помощи, млрд долларов США | Объемы частной помощи, млрд долларов США | Объемы помощи по отношению к ВВП состоянием на 2007 год (%), первая цифра - государственной, в скобках - частной |
Исландия | 0,7 | 26,14 | |
Испания | 69,2 | 0,7 | 4,84 |
Италия | 15,3 | 1,9 | 0,73 |
Люксембург | 4,2 | (8,76) | |
Германия | 136 | 4,14 | |
Сербия | 0,5 (внешний займ) | 1,25 | |
Венгрия | 31,9 (внешний займ) | 23,11 | |
Франция | 65,9 | 34,6 | 2,57 |
Швейцария | 39,1 | (14,27) | |
Швеция | 8,7 | 0,59 | |
Азия | |||
Индия | 0,7 | 0,06 | |
Китай | 8 | 1,5 | 0,24 |
Корея, Республика | 42,2 | 4,35 | |
Монголия | 0,38 (внешний займ) | 9,86 | |
Объединенные Арабские Эмираты | 52,6 (внешний займ) | 4,3 | 25,13 |
Оман | 2 | 5,6 | |
Пакистан | 7,6 (внешний займ) | 5,29 | |
Япония | 42,2 | 1,2 | 0,03 |
Африка | |||
Сейшельские о-ва 0,02 (внешний займ) 3,59 | |||
Австралия и Океания | |||
Австралия | 1,28 | 0,16 | |
Индонезия | 1,5 (внешний займ) | 0,35 |
По состоянию на 20 марта 2009 года в целом по миру объявлено о намерениях выделить помощь национальным экономикам на общую сумму около 2,26 трлн долларов США.
Примечание: В таблице указаны объемы помощи, о которой было официально заявлено по состоянию на 20 марта 2009 года. Эти цифры касаются лишь капитала, предоставленного разным институциям в форме взносов в капитал или займов. Внешний займ - средства, предоставленные стране такими международными институтами как МВФ или Всемирный банк, или другими странами.
Отметим, что по состоянию на 20 марта 2009 года в целом по миру объявлено о намерениях выделить помощь национальным экономикам (речь идет обо всех каналах помощи, в том числе и тех, которые не указаны в таблице 11) на общую сумму около 2,26 трлн долларов
США1.
В целом следует отметить, что расходы стран на борьбу с кризисом ведут к росту задолженности в разных формах (таблица 12).
Ключевым направлением антикризисной политики являются мероприятия по стабилизации финансовой системы. Как свидетельствуют данные таблицы 13, практически все страны сосредоточивают свои усилия на внедрении дополнительных гарантий по вкладам, гарантировании или выкупе банковских долгов и капитализации банковских учреждений.
Таблица 12. Финансовые обязательства отдельных стран мира в % к ВВП
Страны | 2008 год | 2010 год |
США | 73,2 | 82,5 |
Великобритания | 58,7 | 69,4 |
Германия | 64,8 | 66,3 |
Франция | 72,5 | 79,0 |
Таблица 13. Меры стабилизации финансовой системы, принятые начиная с середины 2008 года
Пассивы банков | Активы банков | покупка краткосрочных корпоративных долговых обязательств | покупка ценных бумаг, обеспеченных активами | запрет или ограничение "короткой" продажи ценных бумаг | |||||
Страна | увеличение гарантий по вкладам | гарантии или выкуп долгов банков | капитализация | национализация | выделение некачественных активов | планы выкупа проблемных активов | |||
Австралия | X | X | X | X | |||||
Австрия | X | X | X | X | |||||
Бельгия | X | X | X | X | |||||
Великобритания | X | X | X | X | X | X | X | X | |
Греция | X | X | X | ||||||
Дания | X | X | X | X | X | ||||
Зона евро | X | ||||||||
Ирландия | X | X | X | X | |||||
Исландия | X | X | X | X | |||||
Испания | X | X | X | X | |||||
Италия | X | X | X | ||||||
Канада | X | X | X | X | |||||
Южная Корея | X | ||||||||
Люксембург | X | X | X | ||||||
Мексика | X |
Окончание таблицы 13
Пассивы банков | Активы банков | покупка краткосрочных корпоративных долговых обязательств | покупка ценных бумаг, обеспеченных активами | запрет или ограничение "короткой" продажи ценных бумаг | |||||
Страна | увеличение гарантий по вкладам | гарантии или выкуп долгов банков | капитализация | национализация | выделение некачественных активов | планы выкупа проблемных активов | |||
Нидерланды | X | X | X | X | X | ||||
Германия | X | X | X | X | X | ||||
Новая Зеландия | X | X | |||||||
Норвегия | уже высокая | X | X | ||||||
Польша | X | X | |||||||
Португалия | X | X | X | ||||||
Словакия | X | ||||||||
США | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
Венгрия | X | X | X | ||||||
Финляндия | X | X | X | X | X | ||||
Франция | уже высокая | X | X | X | |||||
Чехия | |||||||||
Швейцария | X | X | X | X | X | ||||
Швеция | X | X | X | X | |||||
Япония | X | X | X | X | X |
При этом наиболее активно используют разные инструменты стабилизации банковского сектора США и Великобритания.
Важной составляющей текущей политики стран ОЭСР является реализация так называемых мероприятий фискального стимулирования экономической активности (fiscal package). Большинство стран ОЭСР уже разработали достаточно широкие программы такого стимулирования, которые одновременно предусматривают существенные изменения как в налогообложении, так и в расходах (таблица 14). При этом большинство стран отдали преимущество уменьшению налогов по сравнению с увеличением расходов. Исключением из этого правила являются Япония, Франция, Австралия, Дания и Мексика.
Следует также отметить, что соотношение между этими компонентами - изменения в налогообложении и коррекция расходов - может изменяться в зависимости от общего видения антикризисных действий. Так, например, если в США в 2008 году главное внимание уделялось сокращению налогов, то в 2009 году приблизительно две трети мероприятий касались сферы расходов.
Анализ объявленных до этого времени мероприятий дает возможность сделать вывод, что финансовые вливания, связанные с кризисом, будут осуществляться преимущественно в 2009 году, хотя в отдельных странах антикризисные мероприятия имеют другое расписание. Финансовые объемы антикризисных мероприятий в США, Финляндии, Новой Зеландии, Германии и Канаде в 2009 и 2010 гг. приблизительно одинаковы, то есть финансовые инъекции будут продолжаться в 2010-м приблизительно теми же темпами, что и в 2009 году (таблица 15). Вместе с тем отдельные страны (в частности Дания) планируют значительно увеличить масштабы
Важной составляющей текущей политики стран ОЭСР является реализация так называемых мероприятий фискального стимулирования экономической активности.
Анализ объявленных до этого времени мероприятий дает возможность сделать вывод, что финансовые вливания, связанные с кризисом, будут осуществляться преимущественно в 2009 году, хотя в отдельных странах антикризисные мероприятия имеют другое расписание.
антикризисных мероприятий в 2010 году. С другой стороны, большинство других стран планируют сократить финансовые инъекции уже в 2010 году.
По расчетам ОЭСР, наибольшее влияние фискальных мероприятий на ВВП будет иметь место в Канаде и США - приблизительно на уровне от 1,2 до 1,6% в 2009 и 2010 гг. Влияние на ВВП Польши и Испании в 2009 году будет на уровне 1%, причем такой же результат ожидается для Канады и Новой Зеландии в 2010 году. В других странах влияние фискальных мероприятий будет сравнительно небольшим, учитывая ожидаемый разрыв между потенциальным и реальным объемами производства. Следует также отметить, что такие расчеты не принимают во внимание побочные эффекты, когда, например, экономическая активность в Бельгии испытывает позитивное влияние со стороны экономических стимулов, которые реализуются в Германии1.
Таблица 14. Структура пакетов фискального стимулирования в 2008-2010 гг., % ВВП 2008 года
Чистый эффект | Налоговые меры | Увеличение расходов | ||||||||||
Страна | всего | физические лица | юридические лица | потребление | социальные взносы | Всего | конечное потребление | инвестиции | трансферты домохозяйствам | трансферты бизнесу | трансферты местным органам власти | |
Австралия | -4,6 | -1,3 | -1,1 | -0,2 | 0,0 | 0,0 | 3,3 | 0,0 | 2,6 | 0,8 | 0,0 | 0,0 |
Австрия | -1,1 | -0,8 | -0,8 | -0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,3 | 0,0 | 0,1 | 0,1 | 0,0 | 0,1 |
Бельгия | -1,6 | -1 | -0,3 | -0,6 | -0,1 | 0,0 | 0,6 | 0,0 | 0,1 | 0,5 | 0,0 | 0,0 |
Канада | -4,1 | -2,4 | -0,8 | -0,3 | -1,1 | -0,1 | 1,7 | 0,1 | 1,3 | 0,3 | 0,1 | |
Чехия | -3 | -2,5 | 0,0 | -0,4 | -0,1 | -2 | 0,5 | -0,1 | 0,2 | 0,0 | 0,4 | 0,0 |
Дания | -2,5 | -0,7 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1,9 | 0,9 | 0,8 | 0,1 | 0,0 | 0,0 |
Финляндия | -3,1 | -2,7 | -1,9 | 0,0 | -0,3 | -0,4 | 0,5 | 0,0 | 0,3 | 0,1 | 0,0 | 0,0 |
Окончание таблицы 14
Чистый эффект | Налоговые меры | Всего | Увеличение расходов | |||||||||
Страна | всего | физические лица | юридические лица | потребление | социальные взносы | конечное потребление | инвестиции | трансферты домохозяйствам | трансферты бизнесу | трансферты местным органам власти | ||
Франция | -0,6 | -0,2 | -0,1 | -0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,4 | 0,0 | 0,2 | 0,1 | 0,0 | 0,0 |
Германия | -3 | -1,6 | -0,6 | -0,3 | 0,0 | -0,7 | 1,4 | 0,0 | 0,8 | 0,2 | 0,3 | 0,0 |
Греция | 0,0 | 0,1 | 0,4 | 0,1 | 0,0 | |||||||
Венгрия | 4,4 | 0,0 | -0,1 | -1,5 | 1,6 | 0,0 | -4,4 | 0,0 | 0,0 | |||
Исландия | 9,4 | 1 | -1,8 | -1,7 | -1,7 | |||||||
Ирландия | 4,4 | 3,5 | 2 | -0,2 | 0,5 | 1,2 | -0,9 | -0,7 | -0,2 | -0,1 | 0,0 | 0,0 |
Италия | 0,0 | 0,3 | 0,0 | 0,0 | 0,1 | 0,0 | 0,3 | 0,3 | 0,0 | 0,2 | 0,1 | 0,0 |
Япония | -2 | -0,5 | -0,1 | -0,1 | -0,1 | -0,2 | 1,5 | -0,2 | 0,3 | 0,5 | 0,4 | 0,3 |
Южная Корея | -4,9 | -3,2 | -1,4 | -1,2 | -0,2 | 0,0 | 1,7 | 0,0 | 0,9 | 0,1 | 0,5 | 0,2 |
Люксембург | -3,6 | -1,7 | -1,2 | -0,5 | 0,0 | 0,0 | 1,9 | 0,0 | 0,7 | 1 | 0,2 | 0,0 |
Нидерланды | -1,3 | 0,8 | 0,0 | 0,0 | -0,4 | 0,0 | 2 | 0,0 | 1,1 | 0,3 | 0,4 | 0,0 |
Новая Зеландия | -1,5 | -1,4 | -0,2 | -0,4 | 0,0 | -0,8 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,1 | 0,0 | 0,0 |
Норвегия | -4,3 | -4,3 | -4,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,1 | 0,6 | -0,6 | 0,0 | 0,0 |
Словакия | -0,8 | -0,1 | 0,0 | -0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,7 | 0,0 | 0,3 | 0,0 | 0,0 | 0,3 |
Польша | -1 | -0,4 | 0,0 | -0,1 | -0,2 | 0,0 | 0,6 | 0,0 | 1,3 | 0,1 | 0,0 | 0,0 |
Португалия | -0,8 | 0,0 | 0,4 | 0,0 | 0,4 | 0,0 | ||||||
Швеция | -1,1 | -0,6 | -0,6 | -0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,5 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,5 | 0,0 |
Испания | -3,5 | -1,6 | -1,6 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1,9 | 0,3 | 0,7 | 0,2 | 0,7 | 0,0 |
Мексика | -2,8 | -1,8 | -1,5 | -0,2 | 0,0 | -0,2 | 0,9 | 0,7 | 0,3 | 0,1 | 0,0 | 0,0 |
Швейцария | -0,5 | -0,2 | -0,2 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,3 | 0,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Турция | ||||||||||||
Великобритания | -1,4 | -1,5 | -0,6 | -0,1 | -0,7 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,1 | 0,1 | 0,0 | 0,0 |
США | -5,6 | -3,2 | -2,4 | -0,8 | 0,0 | 0,0 | 2,4 | 0,7 | 0,3 | 0,5 | 0,0 | 0,9 |
Таблица 15. Объемы и расписание реализации национальных программ фискального стимулирования
Чистое влияние на фискальный баланс, % от ВВП 2008 года | Распределение по годам, % от общего влияния | Меры по перенесению (отсрочке) запланированных платежей | |||||
расходы | доходы | всего | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Австралия | -3,3 | -1,3 | -4,6 | 15 | 54 | 31 | |
Австрия | -0,3 | -0,8 | -1,1 | 0 | 84 | 16 | |
Бельгия | -0,6 | -1,0 | -1,6 | 0 | 60 | 40 | -0,1 |
Великобритания | 0,0 | -1,5 | -1,4 | 15 | 93 | -8 | |
Греция | |||||||
Дания | -1,9 | -0,7 | -2,5 | 0 | 33 | 67 | |
Ирландия | 0,9 | 3,5 | 4,4 | 15 | 44 | 41 | 0,3 |
Исландия | 9,4 | 0 | 33 | 67 | |||
Испания | -1,9 | -1,6 | -3,5 | 31 | 46 | 23 | -1,0 |
Италия | -0,3 | 0,3 | 0,0 | 0 | 15 | 85 | |
Канада | -1,7 | -2,4 | -4,1 | 12 | 41 | 47 | |
Южная Корея | -1,7 | -3,2 | -4,9 | 23 | 49 | 28 | |
Люксембург | -1,9 | -1,7 | -3,6 | 0 | 76 | 24 | 0,0 |
Мексика | -0,9 | -1,8 | -2,8 | 0 | 52 | 48 | |
Нидерланды | -2,1 | 0,8 | -1,3 | 0 | 100 | ||
Германия | -1,4 | -1,6 | -3,0 | 0 | 46 | 54 | |
Новая Зеландия | -0,1 | -1,4 | -1,5 | 0 | 51 | 49 | |
Норвегия | 0,0 | -4,3 | -4,3 | 5 | 46 | 49 | |
Польша | -0,6 | -0,4 | -1,0 | 0 | 77 | 23 | |
Португалия | -0,8 | 0 | 100 | 0 | |||
Словакия | -0,7 | -0,1 | -0,8 | 0 | 100 | ||
США | -2,4 | -3,2 | -5,6 | 21 | 37 | 42 | |
Турция | |||||||
Венгрия | 4,4 | 0,0 | 4,4 | 0 | 58 | 42 | |
Финляндия | -0,5 | -2,7 | -3,1 | 0 | 47 | 53 | |
Франция | -0,4 | -0,2 | -0,6 | 0 | 75 | 25 | -0,5 |
Чехия | -0,5 | -2,5 | -3,0 | 0 | 66 | 34 | |
Швейцария | -0,3 | -0,2 | -0,5 | 0 | 68 | 32 | |
Швеция | -0,5 | -0,6 | -1,1 | 0 | 42 | 58 | -0,8 |
Япония | -1,5 | -0,5 | -2,0 | 4 | 73 | 24 |
Окончание таблицы 15
Чистое влияние на фискальный баланс, % от ВВП 2008 года | Распределение по годам, % от общего влияния | Меры по перенесению (отсрочке) запланированных платежей | |||||
расходы | доходы | всего | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Большая семерка | -1,6 | -2,0 | -3,6 | 17 | 43 | 40 | |
В среднем по ОЭСР | |||||||
Всего (простое среднее значение) | -0,7 | -1,2 | -2,0 | 10 | 53 | 37 | |
Всего (средневзвешенный показатель) | -1,5 | -1,9 | -3,4 | 17 | 45 | 39 | |
Только активные стимулы (простое среднее) | -1,1 | -1,6 | -2,7 | 9 | 53 | 38 | |
Только активные стимулы (средневзвешенный показатель) | -1,7 | -2,0 | -3,7 | 17 | 45 | 39 |
В целом все антикризисные меры, предпринятые правительствами на национальном уровне, можно разделить на четыре группы (таблица 16).
Таблица 16. Четыре типа правительственных
интервенций в экономику во время кризиса
Окончание таблицы 16
х- х- х- х-
Одним из самых сложных вопросов является оценка эффективности тех или других антикризисных мероприятий. Такую оценку можно будет сделать лишь постфактум, когда возобновится экономический рост.
Одним из самых сложных вопросов является оценка эффективности тех или других антикризисных мероприятий. Очевидно, что такую оценку можно будет сделать лишь постфактум, когда возобновится экономический рост. Отметим лишь, что чисто теоретически оценку антикризисных мероприятий можно сделать в двух аспектах. Во-первых, можно определить, какие проблемы реально удалось решить. Ответ на этот вопрос лежит в плоскости определения того, чего мы избежали благодаря соответствующим мерам и какой ущерб понесла бы экономика, если бы таких действий не было предпринято. Во-вторых, оценка эффективности требует также определения масштабов тех проблем, которые возникли вследствие проведения антикризисной политики.
В связи с последним тезисом отметим, что анализ эффективности фискальных стимулов нуждается в учете таких последствий их внедрения, как рост государственного долга. По оценкам ОЭСР, валовой государственный
долг вырастет с 75% ВВП в 2007 году до почти 100% в 2010-м, что отображает увеличение дефицитов государственных бюджетов и внебюджетных расходов во многих странах (таблица 17). Рост государственного долга в таких масштабах наблюдается во времена банковских кризисов, таких как кризис в странах Скандинавии в начале 1990-х, мексиканский кризис в 1994 году, кризис в Японии в 1990-х годах. Рост долга объясняется совокупным действием преимущественно двух факторов - потерей доходов, которая предопределена коллапсом цен финансовых активов и недвижимости, и действием автоматических стабилизаторов и дискреционных финансовых мероприятий стимулирования экономической активности. Сюда также следует отнести долг, связанный с финансовыми вливаниями в банки и финансовые институты, приобретением финансовых активов1.
Анализ эффективности фискальных стимулов требует учета таких последствий, как рост государственного долга.
По оценкам ОЭСР, валовой государственный долг вырастет с 75% ВВП в 2007 году до почти 100% в 2010-м.
Таблица 17. Государственный долг и издержки стабилизации (в % к ВВП)
Страна | Валовой государственный долг | Издержки финансовой стабилизации | ||
2008 | 2010 | 2008-2010 | ||
в % к ВВП | в % к ВВП | изменения в процентах | в % к ВВП | |
Канада | 64 | 77 | 13 | 4,4 |
Франция | 67 | 80 | 13 | 1,8 |
Германия | 67 | 87 | 19 | 3,1 |
Италия | 106 | 121 | 15 | 0,9 |
Япония | 196 | 227 | 30 | 1,7 |
Великобритания | 52 | 73 | 21 | 9,1 |
США | 71 | 98 | 27 | 12,7 |
Чрезвычайные меры экономической политики центральных банков сопряжены с целым рядом рисков и вызовов, понимание которых очень важно как для оценки эффективности антикризисных действий, так и для выработки стратегии после кризисного развития.
Следует помнить, что чрезвычайные меры экономической политики центральных банков сопряжены с целым рядом рисков и вызовов, понимание которых очень важно как для оценки эффективности антикризисных действий, так и для выработки стратегии после кризисного развития.
1. Чрезвычайные меры могут привести к непреднамеренному предоставлению неэффективным рынкам за счет эффективных структур, что ограничивает реструктуризацию финансового сектора в краткосрочном плане и негативно сказывается на будущем экономическом росте.
2. Постепенная замена высококачественных и ликвидных активов неликвидными требованиями на балансах центральных банков сокращает операционную гибкость и, соответственно, может ограничить возможности будущей денежно-кредитной политики.
3. Квазифискальный характер некоторых чрезвычайных мер несколько затушевывает различие между монетарной и фискальной политикой и, наряду с давлением в пользу дальнейшего предоставления финансирования, может подорвать независимость центрального банка.
4. Инфляционный потенциал расширения денежных резервов будит инфляционные ожидания в ответ на некоторые чрезвычайные меры, объявляемые центральным банком1.
4.1. ЕС и глобальный финансовый кризис
4.2. Глобальная координация антикризисных усилий: Большая двадцатка
Финансовый регионализм
"Переделанный" (перезагруженный) "Западный центризм"
Фрагментарный протекционизм
Трансформированный мультилатерализм
4.3. Международный валютный фонд и глобальный кризис
Усовершенствование условий кредитования
Создание так называемой гибкой кредитной линии (Flexible Credit Line)