3.1. Механизм формирования сметного норматива
Нормы устанавливают основные правила определения стоимости проектно-изыскательских работ для нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений, ремонта жилья, объектов социальной сферы и коммунального назначения.
Норматив устанавливается с той целью, чтобы при использовании ресурсов иметь экономическую эффективность в конкретном технологическом процессе. В нашем случае эффективность является влиянием сметного норматива на трудоёмкость проектных работ (рис. 3.1).
Предлагается рассмотреть нормативно-правовую базу сметного нормирования на проектирование не как технологический фактор действия на строительное производство, а как совокупный фактор экономического влияния на строительное производство на начальном этапе - проектировании.
Сметная стоимость проектно-изыскательских работ - стоимость, определенная на основе действующих норм с учётом усреднённых показателей стоимости. Несмотря на то, что нормы носят обязательный характер для строительства, осуществляемого за счёт государственных средств, и рекомендательный характер для осуществления строительства с привлечением других источников финансирования, нормативы служат ценовым ориентиром договорной цены или, другими словами, количественным ориентиром в денежном выражении при определении договорной цены, тем более, если идет речь о прогнозном характере стоимости проектных работ.
Сметная стоимость проектно-изыскательских работ на сегодняшний день определяется несколькими методами:
- во-первых, на основе действующих в Украине сборников цен на проектные работы для строительства с применением соответствующих коэффициентов и индексов для строительства всех отраслей народного хозяйства Украины (с 01.04.2008 г. индекс на проектные работы составлял 6,87 вместо действующего с 01.08.2007 г.- 5,59, на сегодняшний день - 7,77);
- во-вторых, с применением усреднённых процентных показателей стоимости проектных работ относительно стоимости строительно-монтажных работ для строительства объектов жилья и социальной сферы;
- в-третьих, по стоимости чел-дня (форма 3П).
Необходимо создать такую нормативную базу ценообразования, которая обеспечила бы строительным и проектным организациям возмещение экономически обоснованных расходов производства и получение необходимой прибыли. Это положение в капитальном строительстве имеет свою специфику.
Рис. 3.1. Схема экономического механизма создания и использования сметного норматива.
Подавляющее большинство нормативов установлено на измерители, параметры которых разработаны и предусмотрены в рабочих чертежах; в капитальном строительстве действует порядок, согласно которому объектом ценообразования выступает не конечная продукция - предприятия, здания, сооружения, а отдельно взятые ресурсы, виды и комплексы строительства. Исходя из вышеизложенного, определение цены строительства зданий, сооружений превращается в процесс калькулирования нормативных расходов каждого объекта строительства путём составления смет с использованием сотен и тысяч норм.
Функции ценообразования в отрасли традиционно ограничивают задачами оценки объёмов проектных работ, потребности в материальных и трудовых ресурсах. Вполне очевидно, что такой подход нельзя признать обоснованным. Но обстоятельство, что ценообразование в строительстве основано на широком применении нормативов, не дает основания отождествлять эти экономические категории [40].
3.2.1. Системный анализ в основе схемы определения цены проектной продукции
Глава 4. Определение затрат труда, не подлежащих прямому количественному учёту
4.1. Корреляционное моделирование трудоёмкости проектных работ
4.2. Методика определения затрат труда, которые не подлежат прямому количественному учёту
Заключение
Список использованной и рекомендованной литературы