Сложность общественно-политической жизни, социальные катаклизмы отразились на украинской художественной культуре, на развитии искусства: они привели к столкновению различные художественно-эстетические течения, обострили борьбу между различными направлениями и тенденциями.
ЛИТЕРАТУРА
В литературе, как и в других видах искусства, развиваются различные художественные методы: это реализм и нереалистические направления.
В литературу приходят поэты: Т. Романченко, А. Шабинко, А. Гмырев и другие, представители крестьянской демократии: С. Васильченко, А. Тесленко, В. Стефаник, Лесь Мартович и другие, активно выступившие на позициях реалистического искусства. К реализму тяготели О. Кобылянская, О. Маковей, Л. Яновская, Днипрова Чайка и другие. Проблемы просвещения народа, либеральная направленность нашли проявление в творчестве так называемых "просвитян" (Олена Пчилка, Б. Гринченко, Т. Бордуляк). Выступила и группа либерально-народнического плана, обращавшаяся к проблемам села, испытывавшая интерес к быту, этнографии.
В этот же период развиваются нереалистические направления, связанные с различными школами модернизма, получившими распространение в мировом искусстве.
С манифестом украинского модернизма выступил Н. Вороной, призывавший отказаться от тенденциозности в литературе. В период, когда идейная борьба в обществе породила немало шаблона и трафарета в искусстве, примитивизма в выражении социально-политических идей, деятельность модернистов, направленная на серьезную творческую работу с поэтической формой, образной системой, имела, несомненно, положительное значение. Призывы модернистов к высокому художественному мастерству привлекли в их круг многих талантливых писателей. Они группировались вокруг журнала "Украинская хата" (1909—1914), издававшегося в Киеве, вокруг львовского издательства "Молодая муза". В журнале "Украинская хата" выступали Н. Филянский, В. Пачовский, Г. Чупринка, М. Евшан, М. Стриблянский (Шаповал). "Молодая муза" объединила таких писателей, как Б. Лепский, В. Бирчак, М. Яцкив, П. Карманский и других. В вопросах эстетики с модернистами смыкался журнал "Колокол" (1913-1914), издаваемый Д. Донцовым, Л. Юркевичем, В. Винниченко. К модернистским направлениям примыкал талантливый поэт А. Олесь (1878—1944).
Противоречия и столкновения художественных течений сказались в творчестве В. Винниченко (1880—1951). В ранних произведениях ("Голота", "Голод", "Возле машин", "Контрасты") писатель обратился к традиционной теме тяжелого положения безземельного крестьянства, эксплуатации батраков, критике господствующих классов.
В то же время он, разочаровавшись в революционных идеалах, показал в своих произведениях интеллигентов, отошедших от революции и находящих самоуспокоение в ницшеанстве. Тема интеллигенции стала одной из центральных в его творчестве.
В. Винниченко был писателем высокого художественного мастерства, его произведения отличаются глубиной психологического анализа.
Михаил Михайлович Коцюбинский (1864- 1913) - писатель, талант которого раскрылся на рубеже конца XIX - начала XX века.
В ранних рассказах писатель-реалист обращается к теме украинского села, к обездоленной жизни детей ("Харитя", "Маленький грешник" и другие), к судьбе крестьянина-бедняка ("Пятизлотник", "Цеповяз" и другие). Этапным в этом плане является рассказ "Для общего блага", где описана трагедия бедного молдаванина Замфира Нерона. Уже здесь повествование Коцюбинского отличается глубоким психологизмом.
Второй этап творчества охватывает десятилетие деятельности М. Коцюбинского. В этот период он создает повесть "Fata morgana", в которой обращается к анализу социальных процессов, потрясших украинское село в период 1905 года.
Опираясь на традиции украинской литературы, Коцюбинский создает чарующие картины природы, ищет в ней жизнеутверждающую силу, выражает глубокую любовь к родной земле. Эти особенности ярко проявляются в повести "Тени забытых предков", где автор обращается к жизни гуцулов.
В украинской литературе Коцюбинский остался как мастер новеллы, оказав значительное влияние на последующих писателей.
Леся Украинка (1871-1913).
Творческая деятельность Леси Украинки (Ларисы Петровны Косач) многообразна. Она автор лирических произведений, рассказов, драм, критических и публицистических статей; занималась переводом на украинский язык произведений мировой литературы: Гоголя, Тургенева, Надсона, Мицкевича, Гейне, Гюго, Байрона и многих других.
Жизненная судьба Леси Украинки была трагична: заболев костным туберкулезом, она вынуждена была много лечиться и рано ушла из жизни, испытав глубокие страдания. Тем поразительнее та внутренняя сила, которая раскрылась в ее творчестве и питала ее талант.
Леся Украинка явилась значительным поэтом своего времени. Следуя эстетике прометеизма, вдохновляемая страстной любовью к людям, она создала значительные поэтические произведения (лирические циклы "Поездка к морю", "Мелодия" и другие).
Одна из тем поэтических произведений Леси Украинки — место и роль поэта в обществе. Так, в поэме "Старая сказка" автор раскрывает вечную тему искусства - поэт и власть:
Золотых венков не надо,
С ними счастья не добуду,
Буду золотом увенчан –
И поэтом я не буду
Не поэты те, чьи мысли
Вольно не живут на свете, -
Их опутали навеки
Золотые эти сети.
Не поэт, кто забывает
О страданиях народа,
Золотыми кандалами
Он сковал свою свободу.
В период литературной зрелости, с середины 90-х годов, Леся Украинка работает в области драматургии, относясь к этому, как к творческому эксперименту. Она обогатила литературу такими жанрами, как "драматическая поэма", "фантастическая драма", "драматический этюд", "драма-феерия". Ее драматические произведения написаны стихами.
Аллегорическим содержанием отличаются драматические поэмы "Осенняя сказка", "В катакомбах", "Кассандра", где, обращаясь к столкновению двух враждебных сил, описывая эпизоды истории, поэтесса говорит о современности, размышляет об общечеловеческих ценностях.
Вершиной художественного мастерства Леси Украинки явилась драма-феерия "Лесная песня", отразившая традиции народного творчества - богатство народной мифологии, поэтической фантазии народа. В драме ярко и образно описана красота природы в разные времена года. Проблема взаимоотношения человека и природы - в центре внимания автора. Мифологические и реальные персонажи действуют в произведении: русалка Мавка, крестьянский юноша Лукаш, показаны их любовь и трагедия.
Драма-феерия Леси Украинки стала основой для создания музыкальных произведений: балета Скорульского, оперы Кирейки.
Следуя традициям Т. Г. Шевченко, Леся Украинка шла в своем творчестве двумя путями - реалистическим и романтическим. Она писала: "Реализм и романтизм сочетаются в лице одного автора в тысячах примеров во всех литературах, и это совершенно законное явление"*253.
*253: {Цит. по кн.: История украинской литературы. - М., 1970. - С. 300.}
Своими литературно-критическими статьями: "Малорусские писатели на Буковине", "Два направления в новейшей итальянской литературе", "Заметки о новейшей польской литературе", "Новейшая общественная драма" - Леся Украинка активно участвовала в утверждении реализма в литературе начала XX века.
В период конца XIX - начала XX века свое слово в литературе сказали и писатели Западной Украины. Это Марк Черемшина (1874-1927), подлинная фамилия - Иван Юрьевич Семанюк, автор сборников новелл "Насечки", "Село вымирает", "Верховина"; Василь Семенович Стефаник (1871-1936), также обратившийся к новеллистике (сб. "Синяя книжечка", "Каменный крест", "Дорога" и другие).
Видное место среди писателей Западной Украины занимает Ольга Юлиановна Кобылянская (1863-1942). Центральная тема творчества О. Кобылянской - освобождение женщины от рабской зависимости. Такова повесть "Царевна", героиня которой - "царевна" по своей гордости, человеческому достоинству - сумела подняться над мещанской косной моралью, над условностями будничной жизни.
Лучшее произведение О. Кобылянской - социально-психологическая повесть "Земля". Положив в основу сюжета действительный факт братоубийства в буковинском селе, автор показывает, как отказ от общечеловеческих ценностей, от идеалов добра во имя частнособственнических устремлений приводит человека к преступлению.
Философско-психологическим характером отличается повесть "В воскресенье утром зелье копала" (1909 г.), где раскрываются проблемы человеческой чести и достоинства, высоких и чистых чувств. Повесть отличается народно-песенным характером, поэтичностью и лиризмом.
О. Кобылянская увлекалась модернизмом, поисками в области формы. Но главное направление ее творчества - гуманизм. Он проявляется и в повести "Иуда" (1915 г.), и в новелле на тему Первой мировой войны "Письмо осужденного солдата к своей жене" (1923 г.); изображающей войну как народное горе, и во всех произведениях значительного мастера украинской прозы начала XX века.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ЖИВОПИСЬ
ГРАФИКА
СКУЛЬПТУРА. АРХИТЕКТУРА
ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР
МУЗЫКА
Часть III. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ XII - XIV ВЕКОВ
КУЛЬТУРА НОВГОРОДА
КУЛЬТУРА МОСКОВСКОЙ РУСИ XIV - XVI ВЕКОВ