В начале XX века развивается станковая графика. Значительная роль в этом процессе принадлежит Е. Л. Кульчицкой - зачинателю и пропагандисту эстампной гравюры на Западной Украине. К ее работам относятся и пейзаж ("Березка", "Снежная зима"), и жанровые композиции ("Бедные дети", "Жатва", "Пахари").
Талантливым графиком проявил себя зачинатель батальной живописи Н. С. Самокиш. Вместе с художником С. И. Васильковским он создал два альбома: "Из украинской старины", "Украинский орнамент". Н. Самокиш выполнил к альбому "Севастополь и его прошлое" серию из 34 рисунков пером, посвященных 100-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. Протестом против жестокости войны явилась серия рисунков о русско-японской войне 1904-1905 годов. ("Путиловская сопка", "Бой под Ляояном", "Отступление от Ляояна", "Забытый").
В этот период развивается книжная иллюстрация (И. С. Ижакевич, В. А. Корниенко и другие). Талантливым оформителем и иллюстратором книг был Г. И. Нарбут. Им созданы иллюстрации к басням И. А. Крылова, сказкам Г. X. Андерсена и другие. В творчестве Нарбута своеобразно переплетаются черты декоративизма и стилизации с элементами народного творчества.
Значительный толчок к развитию сатирической графики дало издание в 1905-1906 годах сатирических журналов "Шершень" в Киеве, "Звон" и "Свисток" в Одессе.
СКУЛЬПТУРА. АРХИТЕКТУРА
Начало XX века - это период создания значительных монументальных скульптурных композиций. Л. В. Позен осуществляет создание и установку памятников И. П. Котляревскому и Н. В. Гоголю в Полтаве. Галерею скульптурных портретов деятелей украинской культуры создает Ф. П. Балавенский (бюсты Т. Г. Шевченко и М. Л. Кропивницкого).
К созданию скульптурных портретов деятелей культуры обратился М. И. Паращук. Ему принадлежат портреты И. Я. Франко, В. С. Стефаника, С. Ф. Людкевича и других.
Рост городов как промышленных, административных и культурных центров вызвал бурное развитие градостроительства. В Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринославе появляются большие фабрично-заводские корпуса, вокзалы, электростанции, банки и биржи. Оживление общественной и культурной жизни способствовало строительству зданий для театров, библиотек, музеев, учебных заведений. Активизировалось и жилищное строительство. Большое влияние на развитие городского строительства оказало появление новых строительных материалов: бетона, железобетона, металлических конструкций и т. п. Ведущим становится стиль модерн. Последователи этого стиля стремятся внести новые элементы соответственно уровню технических достижений строительной индустрии. Они отказываются от классических канонов, прибегают к деформации привычных форм, создают сооружения с асимметричным членением, украшенные пышным фантастическим орнаментом, символическими барельефами и т. д. Со временем в архитектуре модерна наметился отход от пышного декорума, появилось стремление к удобному планированию и более ясному выражению в архитектурных формах их функционального назначения. Зодчие этого периода в Украине стремятся использовать жанры народного творчества, формы деревянной архитектуры.
Заметный след в архитектурном облике Киева оставила деятельность А. В. Кобелева, А. М. Вербицкого, П. Ф. Алешина, В. Н. Рыкова, В. А. Осьмака. Среди сооружений, созданных по их проектам, следует отметить Государственный банк (1902-1904 г.), Коммерческий Институт (1906 г.), сейчас одни из корпусов педагогического института, здание Высших женских курсов (1911-1913 гг.) - А. В. Кобелев; здание Педагогического музея (1909-1911 гг.) - П. Ф. Алешин; библиотека Киевского университета (1914—1929 гг.) - В. А. Осьмак (в настоящее время Центральная научная библиотека НАН Украины) и другие.
В Харькове плодотворно работал архитектор А. Н. Бекетов, по его проектам, как уже было отмечено, создавались и здания в Симферополе (доходный дом с театральным залом). Оригинальным архитектурным решением в стиле модернизированного ренессанса отличается здание панорамы "Оборона Севастополя", сооруженное по проекту архитектора В. А. Фельдмана к 50-летию Крымской войны в Севастополе. По внутреннему периметру центрального зала расположено большое полотно панорамы, созданное художником-баталистом Ф. А. Рубо.
К началу XX века относятся попытки создания на Украине национального стиля архитектуры, позднее получившего название украинского модерна. Наиболее удачное в этом стиле - здание Полтавского губернского ведомства (1903-1908 гг.), ныне Полтавский историко-краеведческий музей. Автор проекта - известный украинский художник и архитектор В. Г. Кричевский.
Эти же тенденции наблюдаются в западноукраинском зодчестве. Наряду с эклектизмом, воспроизведением различных архитектурных стилей, появляется стремление к поиску и созданию национальных форм архитектуры. Например, здания общества "Днистер" во Львове (архитекторы И. Левинский, А. Лушинский, Л. Левинский, Т. Обминский - 1905 г.), бурсы, Украинского педагогического общества (1916 г.) и другие.
МУЗЫКА
Часть III. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ XII - XIV ВЕКОВ
КУЛЬТУРА НОВГОРОДА
КУЛЬТУРА МОСКОВСКОЙ РУСИ XIV - XVI ВЕКОВ
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII века
РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII века
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XIX века
Литература