Мир - это зеркало, из которого смотрит на тебя собственное изображение.
У. Теккерей
Международный маркетинг - это система планирования и осуществления маркетинговой деятельности предприятия на международном рынке с целью создания наиболее благоприятных условий для бизнеса.
Международный маркетинг базируется на маркетинговой теории, теории внешнеэкономической деятельности, международном праве, теории международных финансово-экономических отношений и т. п.
Цель выхода на мировой рынок: усилить конкурентные позиции компании за счет расширения сбытовой базы получения доступа к более выгодным ресурсам (материальным, финансовым, трудовым, информационно-технологическим и т. п.), продления жизненного цикла товаров, снижения коммерческого риска, использования преимуществ системы распределения труда и специализации.
Формы осуществления бизнеса на международном рынке:
- транснациональные компании (ТНК)/транснациональные банки (ТНБ);
- мультинациональные компании (МНК);
- совместные предприятия.
На международном рынке, как правило, представлены ТНК и МНК (рис. 5.27).
Рис. 5.27. Выход на международный рынок транснациональной и мультинациональной компаний
Типы бизнеса в зависимости от преимуществ глобализации
В зависимости от преимуществ глобализации/локализации выделяются четыре основных типа бизнеса, представленных на рис. 5.28 и 5.29.
Некоторые особенности современного мирового рынка
1. Предложение по большинству товарных позиций превышает спрос.
Например, на автомобильном рынке в среднем предложение превышает спрос в 1,5 раза.
2. Интернационализация хозяйственной деятельности.
Мировой рынок - устойчивая система товарно-денежных отноше-
Рис. 5.28. Типы бизнесов в зависимости от преимуществ глобализации/локализации
ний между хозяйственными субъектами, связанными между собой участием в международном разделении труда.
3. Особенность современной специализации: углубление ее привело к поузловой, а порой и подетальной специализации.
4. Глобализация.
Охватывает все стороны жизни социума: экономические, социокультурные, научно-технические, коммуникационные и т. п. Следствие - компании необходимо изначально строить свой бизнес, ориентируясь па международный рынок. Начало XX века - формирование национальных монополий, начало XXI - формирование глобальных монополий. Формирование тандемов: международная производственная компания - международное рекламное агентство - международное консалтинговое агентство - международная логистическая компания и т. д.
Рис. 5.29. Различные отрасли в зависимости от преимуществ глобализации/локализации
5. Расширение глобальных коммуникаций.
Широкое распространение Интернета и других телекоммуникационных технологий привело к облегчению поиска клиентов и поставщиков, формированию "глобального" экономического пространства.
6. Антиглобализационные процессы.
Для противостояния глобализациоппым процессам, повышения конкурентоспособности на локальных рынках стали появляться новые рыночные конкурентные образования: локальные кластеры и сети.
7. Формирование региональных экономических группировок.
"Де-юре" па современном рынке между собой конкурируют отдельные фирмы и их бренды, а "де-факто" конкурируют региональные экономические группировки с их институциональной инфраструктурой: NAFTA, EU, ASEAN и т. д.
8. Экспорт всегда первичен.
Развитие экспорта страны: экспорт сырья -"экспорт готовой продукции -"экспорт капиталов -> экспорт услуг и технологий -> экспорт прав.
9. Особенности современной мировой торговли:
- увеличение количества стран, вступивших в ВТО/ГАТТ, ограничение возможностей использования тарифных барьеров (налоги, таможенные сборы и пошлины);
- широкое использование нетарифных барьеров (табл. 5.8).
Таблица 5.8. Типы нетарифных барьеров, влияющих на эффективность маркетинговой деятельности предприятия
Нетарифные барьеры | Типы | ||
Специальные ограничения на продажу | o Квоты | ||
o Требования лицензирования импорта | |||
o Ограничение отношения количества иностранных товаров к количеству национальных товаров (требования локального удовлетворения) | |||
o Ограничения на минимальную цену импорта | |||
o Эмбарго | |||
Таможенные и административные процедуры ввоза | o Системы оценок | ||
o Антидемпинговая практика | |||
o Тарифные классификации | |||
o Требования к документации | |||
o Взносы | |||
Стандарты | o На соответствие | ||
o Межправительственные соглашения на методы и стандарты оценок | |||
o Стандарты на упаковку, маркировку и метки | |||
Участие государства в торговле | o Государственная политика закупок | ||
o Экспортные субсидии | |||
o Компенсационные обязательства | |||
o Национальные программы помощи | |||
Обязательства, налагаемые на импорт | o Требования предварительного внесения взноса за импорт | ||
o Административные сборы | |||
o Специальные дополнительные пошлины | |||
o Дискриминация кредитов на импорт | |||
Другие | o Добровольное ограничение экспорта | ||
o Обязательные рыночные соглашения | |||
- "ценовые ножницы" на сырье и готовую продукцию; сокращение значимости торговли сырьем, завладение сырьевыми ресурсами через покупку контрольных пакетов акций сырьевых компаний;
- значительный перенос производства в страны Юго-Восточной Азии (Chindia);
- рост числа "скопированных" товаров, генериков;
- широкое использование аутсортинга (рис. 5.30);
- активизация торговли услугами;
- рост обмена информацией, научно-техническими достижениями, технологиями;
- рост торговли правами, элементами промышленной собственности: лицензии, патенты, разрешения, права использования торговой марки (франчайзинг) и т. д.
- широкое распространение различного типа свободных экономических зон;
- распространение безвалютного обмена: компенсационные соглашения, клиринг; параллельный бартер.
10. Особенности современных валютно-финансовых отношений:
- золотой стандарт (XIX--XX вв.);
- золотодолларовый стандарт: Бреттон-Вудская конференция, 1945 г., Всемирный банк (все валюты обеспечиваются долларом, а доллар золотом);
- демонетизация золота (1973-1975 гг.), 1976 г., Кингстон (Ямайка), Франция выставляет требование к США обеспечить "евродоллары" золотом. Отказ от золотого подкрепления и переход к товарному подкреплению, основа - покупательная способность валюты.
Рис. 5.30. Матрица аутсорсинга
Поело кризиса 2008 г. наблюдается тенденция к постепенному уменьшению роли доллара США в международных расчетах, введению региональных расчетных валют.
Широкое распространение получили клиринговые валюты (используются для расчетов в банках).
Основные этапы выхода компании на международный рынок
Международные коммерческие условия
Методические материалы
Аннотация дисциплины
Учебная программа дисциплины
Раздел 1. Современная концепция маркетинга. Разработка рыночной стратегии компании
Раздел 2. Разработка продуктовой стратегии компании и управление маркетингом на внутреннем и внешних рынках
Раздел 3. Управление маркетингом на внутреннем и зарубежных рынках
Формы самостоятельной работы