Традиционно мы привыкли искать кудесника с волшебной палочкой, который бы в один миг решил все проблемы организации. Но, для того чтобы сформулировать, сохранить и восстановить теорию, не нужно быть Чингисханом или Леонардо да Винчи в деловом костюме. Здесь нужна не гениальность, а упорная работа. Дело не в уме, а в сознательности. Именно за это получают свои деньги все генеральные директора.
На самом деле найдется довольно много генеральных директоров, которые успешно изменили свою теорию бизнеса. Руководитель, который превратил компанию Merck в самый успешный фармацевтический бизнес в мире, сконцентрировавшись исключительно на исследованиях и разработках запатентованных, высокорентабельных новаторских лекарств, кардинально изменил теорию бизнеса в своей организации, когда приобрел крупного дистрибьютора медикаментов широкого потребления. Он поступил так, не дожидаясь "кризиса", в тот момент, когда дела компании Merck стремительно шли вверх. Точно так же несколько лет назад новый генеральный директор компании Sony, самого известного в мире производителя бытовой электронной техники, изменил теорию бизнеса своей организации. Он приобрел одну из кинокомпаний в Голливуде и таким образом изменил центр тяжести своей компании, после чего она уже не была производителем исключительно бытовой техники, который интересуется программным обеспечением, а стала производителем программного обеспечения, который вызывает на рынке спрос на свою технику.
Но на каждого из этих "волшебников" приходятся десятки не менее талантливых генеральных директоров, организации которых потерпели крах. Нельзя полагаться на волшебников, которые бы обновили устаревшую теорию бизнеса, как нельзя надеяться на них и в избавлении от серьезных заболеваний. Когда кто-то заговаривает с таким предполагаемым кудесником, тот яростно все отрицает, утверждая, что действует только благодаря своей харизме, способности предвидеть или, если на то пошло, просто плывет по течению. Все начинается с диагноза и анализа. Они признают, что достижение целей и быстрый рост требуют серьезного переосмысления теории бизнеса. Они не отмахиваются от неожиданной неудачи, считая ее результатом некомпетентности работника или нелепой случайностью, а воспринимают ее как признак "системного сбоя". Они не радуются неожиданному успеху, а считают его проверкой своих предположений.
Они признают, что устаревание теории - это дегенеративная и даже опасная для жизни болезнь. Кроме того, они знают и признают проверенный временем хирургический принцип, старейший принцип принятия решений: дегенеративное заболевание нельзя излечить промедлением. Оно требует решительных действий.
Вывод
Теория бизнеса состоит из трех частей.
1. Предположения об окружении организации, которые определяют, за что, как ей кажется, она будет получать деньги.
2. Предположения о конкретной миссии организации. От них зависит, как организация собирается делать вклад в общество и какие результаты она будет считать значимыми.
3. Предположения о ключевых умениях, необходимых для выполнения миссии. Они определяют, в какой области организация должна преуспеть, чтобы осуществить свою миссию.
Эти три предположения должны соответствовать друг другу и действительности. Теория бизнеса должна быть понятна всем сотрудникам организации.
Если организация воспринимает свою теорию как нечто само собой разумеющееся, то прекращает думать и сомневаться в самой предпосылке своего существования. А любая теория в конечном счете устаревает. Без систематического отказа организация растратит свои скудные ресурсы на то, чем вообще не должна заниматься, и ей больше не с чем будет исследовать открывающиеся возможности.
Один из самых эффективных способов проверить правильность теории — изучить поведение людей, не являющихся клиентами компании.
9. Цель и задачи бизнеса
Цель бизнеса
"Каким должен быть наш бизнес?"
Задачи маркетинга
Задача в сфере новаторства
Задачи в области ресурсов
Задачи в области продуктивности
Задачи в области социальной ответственности
Прибыль как потребность и ограничение