Какое значение имеет для управления корпорацией появление работника умственного труда и повышение его производительности? Какова их роль в будущем и структуре экономической системы?
За прошедшие пятнадцать-двадцать лет пенсионные фонды и прочие институциональные инвесторы стали крупнейшими владельцами акционерного капитала в открытых акционерных обществах всех развитых стран (об этом несколько раз говорится в нашей книге). В США это вызвало ожесточенные споры по вопросу управления в корпорации (об этом также см. в главах 6 и 44). Ведь с появлением пенсионных и открытых инвестиционных фондов в роли владельцев открытых акционерных компаний власть перешла к этим новым хозяевам.
Подобные перемены в определениях цели таких экономических организаций, как корпорации бизнес-сектора, и их управления можно ожидать и во всех развитых странах.
Сегодня мы стали свидетелями перемены, которая обязательно произойдет в управлении всех корпораций в связи с появлением умственного труда так же, как это уже было раньше из-за появления акционерного капитала. Нам придется дать новое определение цели нанимающей организации и ее менеджмента, которое бы устраивало и юридических владельцев, таких как акционеры, и владельцев человеческого капитала, наделяющего организацию способностью получать прибыль, т.е. это определение должно устраивать и работников умственного труда. Все больше способность организации, причем не только в бизнесе, к выживанию будет зависеть от ее конкурентного преимущества в вопросе повышения производительности работника умственного труда. А способность привлекать и удерживать лучших работников умственного труда является первоочередной и самой важной предпосылкой.
Но можно ли ее измерить? Или такая способность остается исключительно эфемерной? Этот вопрос, несомненно, будет основным для менеджмента, инвесторов и капитальных рынков. Что означает понятие капитализм в условиях верховенства знаний, а не денег? Какое значение имеют свободные рынки, когда работники умственного труда — а только они владеют знаниями — являются настоящими активами? Работников умственного труда нельзя ни купить, ни продать. Они не появляются в результате слияния или поглощения. Более того, хотя они остаются самой большой ценностью, но не имеют рыночной ценности, т.е. не являются активом в традиционном, бухгалтерском смысле.
Данные вопросы выходят далеко за пределы тех тем, которые излагаются в этой книге. Однако можно наверняка сказать, что появление работников умственного труда и их производительности как ключевых вопросов уже через несколько десятков лет повлечет за собой фундаментальные изменения в самой структуре и природе экономической системы.
Вывод
Несколько тысяч лет никто не задумывался над тем, что физический труд можно сделать более производительным. Даже сам термин "производительность" появился только в период Второй мировой войны. Но как только в 1881 году Фредерик У. Тэйлор критически подошел к вопросу о том, как работник физического труда выполняет свою работу, производительность начала постоянно повышаться на 3-4 процента в год, а значит, за сто лет она выросла в пятьдесят раз.
В условиях физического труда задание работнику всегда дается кем-то другим. Станок или конвейер программирует рабочего фабрики. Значит, производительность работника физического труда никогда не зависела от ответа на вопрос "Что делать?" Вопрос всегда звучал следующим образом: "Как это делать?" И в случае с подавляющим большинством работников физического труда работодатель владеет также средствами производства и инструментами этого работника. Однако в условиях умственного труда на первый план выходит вопрос "Что делать?" и становится решающим. Работники умственного труда не запрограммированы станком или погодой, они в значительной степени контролируют собственные задачи и должны это делать. Ведь они, и только они, владеют самыми дорогими средствами производства — образованием — и контролируют свой самый важный инструмент — знания. Это касается не только тех, кто применяет передовые, высококачественные знания. В равной степени это относится и к технику, обслуживающему компьютер и занимающемуся его ремонтом, к технику в больничной лаборатории, который занимается разведением бактериальной культуры, к стажеру, который наблюдает за рыночным тестированием нового продукта в супермаркете. Вопрос "Как?" в условиях умственного труда задается всегда только после получения ответа на вопрос "Что?".
Для повышения производительности работника умственного труда выделяется ряд этапов.
• Определение задания.
• Концентрация на задании.
• Определение результатов.
• Определение качества.
• Гарантия автономии работника умственного труда.
• Требование подотчетности.
• Совмещение заданий с непрерывным обучением.
Единственным истинным конкурентным преимуществом для компании или страны все больше будет становиться производительность работников умственного труда, что в будущем окажет влияние на управление в корпорации.
ЧАСТЬ V. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
20. Социальное воздействие и социальные проблемы
Ответственность за воздействия
Как справиться с воздействиями
Когда требуется регулирование
Социальные проблемы как благоприятные бизнес-возможности
Границы социальной ответственности
Рамки полномочий
Этика ответственности