Важными современными формами управления крупными компаниями являются производственные отделения ("центры прибыли ") и производственно-хозяйственные группы (" стратегические центры хозяйствования").
Производственные отделения
Современная крупная компания состоит обычно из значительного числа производственных отделений, которые могут включать более мелкие подразделения — отделы, секторы. Во главе отделений обычно стоят управляющие, которые обладают полной самостоятельностью в решении текущих оперативных вопросов в рамках вверенных им подразделений.
Производственные отделения как самостоятельные хозяйственные подразделения несут всю ответственность за результаты своей деятельности: рентабельность производства и, в конечном итоге, — получение прибыли. Поэтому производственные отделения именуются "центрами прибыли".
В последнее время в США бытует выражение: "Быть небольшим прекрасно". Сравнительно небольшие фирмы являются более гибкими, они в состоянии быстрее реагировать на любую новую тенденцию на рынке, в меньшей степени зависят от мировой экономики, их организационная структура более обозрима. Многие компании реорганизовались, создав у себя систему "центров прибыли". Суть этой системы состоит в следующем. Предприятие фактически распадается на определенное число субпредприятий, которые самостоятельно изготавливают продукцию, покупают необходимые для ее производства сырье и материалы и продают эту продукцию. Вместе с тем самостоятельность центров прибыли в ряде областей его деятельности ограничена в соответствии с интересами развития всей фирмы. Это касается прежде всего планирования и финансирования. Так, например, центр может производить капитальные затраты без соответствующего одобрения высшей администрации лишь в пределах установленной суммы. Он не принимает участия в процессе разработки долгосрочных планов, предоставляя лишь необходимую информацию.
Отношения между производственными отделениями одной фирмы строятся на коммерческих началах. Расчеты между отделениями производятся на основе внутренних цен.
Производственные отделения могут иметь юридическую самостоятельность, если они зарегистрированы как дочерняя компания. Тогда они сами составляют баланс хозяйственной деятельности и имеют право от своего имени заключать коммерческие сделки с другими фирмами. Такие производственные отделения имеют собственные Правления, которые самостоятельно решают оперативные и коммерческие вопросы. Управляющие производственными отделениями несут личную ответственность за состояние дел перед Правлением материнской компании. Число производственных отделений у той или иной компании зависит от размеров фирмы, ассортимента выпускаемых товаров, сферы деятельности и других факторов.
Производственно-хозяйственные группы (стратегические центры хозяйствования)
Важной формой управления компаниями является групповой уровень управления, выступающий как бы связующим звеном между производственными отделениями, с одной стороны, и высшим звеном управления фирмы — с другой.
Групповой уровень управления представлен производственно-хозяйственной группой, объединяющей два или несколько производственных отделений. Цель таких групп — координация деятельности, входящих в него производственных отделений, установление между ними необходимых производственных связей, использование совместного научно-технического, производственного и сбытового опыта, направленного на выпуск определенного продукта. Группа руководит всеми аспектами деятельности отделений, начиная с разработки и внедрения в производство новой продукции и заканчивая ее реализацией и организацией технического обслуживания. Группа осуществляет контроль за производственно-сбытовой деятельностью отделений и вносит необходимые коррективы, исходя из важнейших стратегических решений компании в целом. Обычно руководство производственно-хозяйственной группой осуществляет вице-президент. В некоторых фирмах руководитель группы имеет в своем подчинении службы планирования, контроля, научных исследований и технических разработок, кадров. Руководитель группы обычно подчиняется ведущему вице-президенту или непосредственно Президенту компании либо главному администратору.
Отличительная особенность организации группового уровня управления в некоторых американских компаниях — наделение производственно-хозяйственных групп финансовой самостоятельностью и превращение их в так называемые "стратегические центры хозяйствования". В таких случаях группа выступает как самостоятельный производственно-хозяйственный комплекс, имеет в своем составе наряду с производственными подразделениями различные функциональные службы, в частности, сбытовые, по финансированию продаж, обслуживанию потребителей и др.
Стратегический центр хозяйствования (СЦХ) — это внутрифирменное организационное подразделение, отвечающее за выработку стратегических позиций фирмы в одной или нескольких областях хозяйствования и за конечный результат своей деятельности. Первой такую структурную единицу ввела американская компания "Дженерал электрик", которая закрепила оперативно-хозяйственные подразделения за СЦХ, отвечающие не только за планирование и реализацию стратегии, но и за конечный результат — получение прибыли. Вслед за "Дженерал электрик" по пути создания СЦХ пошли многие другие американские компании. Главным критерием образования СЦХ является эффективность развития по конкретному стратегическому направлению, эффективное использование технологии и высокий уровень рентабельности. Объекты стратегического планирования — диверсификация деятельности фирмы.
Организационное построение производственно-хозяйственных групп отражает современные тенденции в развитии крупных промышленных фирм. Усиление под влиянием научно-технического прогресса специализации производства в рамках отдельных компаний ставит их еще в большую зависимость от рынков сбыта и требует создания таких гибких организационных фирм управления, которые обеспечили бы сосредоточение всех функций управления по выпуску определенного продукта на одном уровне.
Особенностью организационной структуры американских компаний является то, что в них реализация принципа группового управления производственными отделениями часто осуществляется через дочерние фирмы, специализирующиеся на выпуске определенной продукции.
Специфика такого построения состоит в том, что дочерняя компания обладает самостоятельностью не только в решении текущих вопросов, но и в выработке стратегических направлений развития.
Образование уровней группового управления является результатом увеличения масштабов деятельности компании, усложнения в условиях научно-технической революции выпускаемой ими продукции и увеличения ее номенклатуры, значительного расширения сферы регионального размещения производства, усложнения производственных и других связей. Это обусловило необходимость более строгой координации и увязки деятельности отдельных производственных подразделений и потребовало организации нового дополнительного связующего звена управления — группового. Этот уровень управления, хотя и приобретает различные формы и имеет определенные особенности у отдельных компаний, составляет принципиальное новшество в развитии организационной структуры централизованного управления деятельностью крупных промышленных фирм в современных условиях.
3.6. Особенности аппарата управления в американских, западноевропейских и японских организациях
4. ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
4.1. Развитие управления по заданию к постановке целей всей организации
Современные теории постановки целей
Постановка целей и обратная связь
4.2. Характеристика целей и их установление
4.3. Стратегия организации
Типы стратегий
Выработка стратегии фирмы