Менеджмент организаций - Киржнер Л.А. - 4.3. Стратегия организации

Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия (из греч. — искусство развертывания войск в бою). Однако этот военный термин в последние годы широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания стратегического управления.

Существует целый ряд трактовок термина "стратегия". Одно из определений было выработано на основе представительного опроса руководителей плановых служб крупных американских компаний. Эти экономисты-практики под "стратегией" понимают "определение в оценке альтернативных путей достижения уже выбранных задач или целей и выбор одного из этих вариантов для дальнейшей реализации ".

Довольно широкое определение дает американский ученый А. Чандлер в своей книге "Стратегия и структура": "Стратегия — это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, принятие курса действий, распределение ресурсов, необходимых для выполнения поставленных целей".

Развивая идею А. Чандлера, другие исследователи пришли к выводу, что цели и задачи должны определять те сферы хозяйственной деятельности, в которых фирма уже функционирует, либо собирается развернуть операции; они же должны давать общую характеристику фирмы и то новое состояние, в которое она намеревается перейти.

Другой известный ученый И. Ансофф не включает цели или задачи фирмы в свою концепцию стратегии. Он считает, что стратегия показывает, в какой области хозяйственной деятельности действует компания и в какой сфере она планирует действовать в обозримом будущем.

Необходимость использования ограниченных средств и мощностей с целью обеспечения максимального возрастания стоимости капитала фирмы обусловила наличие еще одного взгляда на стратегию, которого придерживается целая группа исследователей: они считают, что стратегия представляет собой комплекс правил для принятия решений в ходе осуществления определенного проекта или правила поведения в условиях неопределенности, которые максимизируют ожидаемые результаты, а также направлены на снятие неопределенности в ходе реализации проекта.

Взгляд Р. Аккофа более общий и соответствует теории решений, которая понимает под стратегией правила, определяющие избираемый образ действий.

Описанные выше взгляды зарубежных, в основном американских авторов, заложили в 60-х годах основы общей теории экономической стратегии фирмы. В последующих работах К. Эндрюса, А. Чандлера, Дж. Гелбрейта, Д. Натансона и др. получили развитие вопросы стратегии как инструмента межфункциональной интеграции в фирме, как средства установления взаимосвязей с внешней средой, механизмов осуществления выбранных стратегий.

Однако, несмотря на довольно обширные разработки по этой проблеме, все еще не сформировалась единая точка зрения на стратегию фирмы. В различных концептуальных построениях она рассматривается с различных сторон "как план", т.е. сознательно выбранный курс действий; как "хитроумный маневр" —средство обойти конкурента; "как шаблон логически последовательного поведения" , выработанный сознательно, либо сложившийся стихийно.

Целесообразнее придерживаться расширительного толкования стратегии, включая в него как сами цели, так и описание средств их достижения, другими словами, если цели фирмы определяют то к чему стремится фирма, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким образом, с помощью каких действий фирма сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Если сформулировать кратко, то стратегия фирмы — это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных компанией целей. Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.

Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию стратегии и общие рамки, в которые вписываются стратегии.

Типы стратегий
Выработка стратегии фирмы
4.4. Области проведения и проблемы стратегических изменений
Мобилизация потенциала для выполнения стратегии
4.5. Особенности системы стратегического управления в организациях некоторых зарубежных стран
5. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ КАК ПОДСИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
5.1. Природа и содержание процесса принятия решений
5.2. Классификация управленческих решений
5.3. Выработка и принятие управленческих решений
Стадии и этапы принятия рационального решения
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru