Общий анализ хозяйственной деятельности предприятия состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа и управленческого анализа (рис. 7.6)
Особенностями внешнего финансового анализа являются:
— множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;
— разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
— наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
— ориентация анализа только на публичную внешнюю отчетность предприятия;
— ограниченность задач анализа как следствие его предыдущей особенности:
— максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, то есть анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Подобный анализ не позволяет получить полную и объективную картину внутреннего состояния фирмы, поскольку опирается только на отчетные данные, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия.
Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого по данным публичной финансовой отчетности, составляют:
— анализ абсолютных показателей прибыли;
— анализ относительных показателей рентабельности;
— анализ финансовой устойчивости, ликвидности баланса и платежеспособности предприятия;
— анализ эффективности использования заемного капитала;
— экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.
Основными факторами, определяющими финансовое состояние, являются: во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов).
Основные факторы, определяющие финансовое состояние и платежеспособность предприятия представлены в виде схемы на рис. 7.7.
Поскольку выполнение финансовою плана в основном зависит от результатов производства, то можно сказать, что финансовое состояние, определяемое всей совокупностью факторов производственно-хозяйственных мероприятий, является наиболее обобщающим показателем всей деятельности предприятия.
Финансовое состояние проявляется в платежеспособности предприятия, в способности вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, выплачивать заработную плату рабочим и служащим, вносить платежи в бюджет.
Основным источником анализа финансового положения предприятий являются данные о выполнении финансового плана баланса доходов и расходов и формы № 1, 2, 2-кв, 3,10,11.
Финансовый план промышленного предприятия охватывает весь платежный оборот, все денежные доходы и расходы по основной деятельности, капитальному строительству капитальному ремонту, доходы и расходы по социально-культурным мероприятиям, образование и расходование поощрительных фондов и др. Оценка экономии или перерасхода по каждой статье финансового плана зависит от ее содержания.
Особое значение для финансового состояния предприятия имеет выполнение плана пополнения собственных оборотных средств. Если величина собственных оборотных средств меньше установленного норматива, то это, как правило, неблагоприятно отражается на финансовом состоянии предприятия. Собственные оборотные средства в значительной степени гарантируют, даже при сокращении заемных средств, финансирование подавляющего большинства на производственных запасах и дебиторской задолженности.
Анализ приходно-расходных статей образует первый этап анализа выполнения финансового плана. На этом этапе изучается взаимосвязь финансовых и производственных показателей работы предприятия.
Второй этап анализа — по расчетам с бюджетом и ассигнованиям. Важно изучить динамику не только по платежам в целом за год или квартал, но и по срокам внесения платежей финансовым органам, выявить причины отклонений, проверить правильность расчетов и сумм.
Главное место в анализе финансов предприятия занимает прибыль. Она является важнейшим источником покрытия предусмотренных в финансовом плане расходов и платежей. Рост прибыли создает финансовую базу для расширенного воспроизводства, обеспечения социальных и материальных потребностей предприятия. За счет прибыли выполняются также обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями.
Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.
При ухудшении финансового состояния предприятия необходимо прежде всего выяснить причины увеличения на конец года составляющих материальных оборотных средств: производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров. Это уже задачи внутреннего финансового анализа.
В рамках внутреннего анализа осуществляется углубленное исследование финансовой устойчивости предприятия на основе построения баланса неплатежеспособности, включающего следующие взаимосвязанные группы показателей:
1. Общая величина неплатежей:
— просроченная задолженность по ссудам банка;
— просроченная задолженность по расчетным документам поставщиков;
— недоимки в бюджеты;
— прочие неплатежи, в том числе задолженность по заработной плате.
2. Причины неплатежей:
— недостаток собственных оборотных средств;
— сверхплановые запасы товарно-материальных ценностей;
— товары отгруженные, но не оплаченные в срок покупателями;
— товары на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта;
— иммобилизация средств в капитальном строительстве задолженности работников по полученным ими ссудам, а так же по расходам, не перекрытым средствами специальных фондов и целевого финансирования.
3. Источники средств, улучшающих финансовое состояние:
— временно свободные собственные средства (фонды экономического стимулирования, финансовые резервы и другое);
— привлеченные средства (превышение нормальной кредиторской задолженности над дебиторской);
— кредиты банка на временное пополнение оборотных средств и прочие заемные средства.
Основными показателями финансового состояния являются:
— обеспеченность собственными оборотными средствами и эффективность их функционирования;
— состояние нормируемых запасов материальных ценностей;
— эффективность использования банковского кредита и его материальное обеспечение;
— состояние и динамика дебиторской и кредиторской задолженности;
— платежеспособность предприятия.
Показатели, с помощью которых осуществляется оценка финансовой деятельности предприятия, представлены на рис. 7.8.
Анализ факторов, определяющих финансовое состояние, и выявление резервов его укрепления способствуют нормализации финансовой деятельности предприятия, устранению нарушений финансовой дисциплины и, в конечном счете, росту эффективности производства [41].
Кроме того, для анализа можно использовать систему обобщающих показателей, которые отражают эффективность производства с финансовой точки зрения. Например, можно рассчитать общую рентабельность капитала по формуле:
Большой интерес представляет соотношение между собственным и заемным капиталом. При этом главное внимание уделяют эффективности использования внешних кредитов и займов, сравнивая прибыль, полученную предприятием за счет этих средств, с размером оплаты за них (в виде процентов).
Логичным продолжением изучения финансовых аспектов деятельности фирмы является анализ издержек производства. Причем важна не столько их величина, сколько их структура и динамика последних периодов. Именно подробное изучение структуры издержек позволяет разрабатывать наиболее эффективные программы их снижения. Динамика изменения издержек, соотнесенная с основными показателями производственно-сбытовой деятельности, является одним из важнейших симптомов финансово-экономического здоровья фирмы.
При проведении исследования издержек производства приходится учитывать множество факторов, влияющих на их величину, поэтому наиболее целесообразно применение уже разработанных и хорошо себя зарекомендовавших способов проведения этих исследований, например, факторного анализа или метода опытной кривой, особенно важных при изучении процессов выпуска новой продукции.
Суть метода опытной кривой — в существовании закономерности снижения издержек производства и сбыта при росте кумулятивного объема производства данной продукции. Например, приведенные исследования показали, что при удвоении кумулятивного объема производства издержки сокращаются почти на 30 %.
Анализ издержек производства проводится, как правило, специальными подразделениями предприятия, в ведении которых находится повседневный контроль за состоянием этого фактора. Например, на крупной автомобилестроительной фирме "Ауди" существует специальный отдел— "контроль изготовления", и вся работа, связанная с учетом, анализом, планированием издержек производства, в том числе и маркетинговые исследования, выполняется именно этим отделом.
Анализ издержек на сбыт
Исследования материально-технического потенциала предприятия
Примерная структура отчета о результатах маркетинговых исследований
7.5. Маркетинг как методология ведения конкурентной политики
Разработка плана по изучению основных конкурентов
8. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
8.1. Сущность маркетингового менеджмента
8.2. Процесс управления
Организация и координация