Центральное место среди различных рычагов экономического механизма управления фирмой принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны экономической деятельности компании. В современных условиях монополистического регулирования рынков существенно изменилась роль и значение цен, условия их формирования и тенденции развития. Весь механизм ценообразования представляет собой переплетение регулирующих начал и конкурентных рыночных сил. Рыночные цены на большинство товаров, обращающихся на мировом рынке, не устанавливаются в результате стихийной ценовой конкуренции, а формируются исходя из политики нескольких ведущих фирм отрасли. В ее рамках компании планируют в долгосрочной перспективе проводимую политику цен и стремятся приспособить предложение товаров к заранее прогнозируемому спросу.
В практике учета и технико-экономических расчетах в рамках фирм используются следующие виды цен.
1. Фактически действовавшие в данном периоде цены, которые, в свою очередь, могут быть договорными.
2. При составлении технико-экономических расчетов, бизнес-планов и других документов прогнозного характера фирма вынуждена использовать цены, сложившиеся на момент разработки соответствующих документов, а затем, если это требуется, корректировать результаты расчетов на предполагаемый уровень инфляции и других ценообразующих факторов. Такие цены могут быть названы ценами, принятыми при составлении плановых расчетов.
3. Часто в практике управления деятельностью фирмы возникает необходимость оценить динамику объемов производства продукции в целях учета изменений ее объема, т.е. с исключением влияния изменения цен в двух сравниваемых периодах. Такая задача может быть решена при помощи цен, которые называют сопоставимыми.
При расчетах с внешними контрагентами зарубежные фирмы в основном используют два вида цен: публикуемые и расчетные.
К публикуемым ценам относятся твердые фиксированные цены: прейскурантные, справочные, цены биржевых котировок, цены фактических сделок крупных фирм на мировом рынке, сведения о которых сообщаются в прессе. Расчетные цены — это цены поставщика, устанавливаемые на сложное промышленное оборудование, изготавливаемое по индивидуальным заказам, и другую нестандартную продукцию. Обычно эти цены называют договорными.
Публикуемые цены, как правило, отражают уровень мировых цен. Среди них наиболее распространены прейскурантные цены, устанавливаемые на стандартизованную конечную продукцию. Чаще всего фирма выпускает единые фирменные прейскуранты, в особенности, если речь идет о потребительских товарах массового спроса (автомобили, телевизоры и др.). Прейскурантные цены являются, как правило, фиксированными независимо от того, реализуется ли конечная продукция на заграничном рынке через других торговых посредников.
Производственные заграничные филиалы и дочерние компании, сами осуществляющие производство и сбыт конечной продукции, могут устанавливать на них цены на основе собственных издержек производства и выпускать прейскуранты, рассчитанные на рынок своей страны. Однако уровень цен в этих прейскурантах подлежит одобрению со стороны высшего руководства, и цены могут изменяться сверх определенных пределов только по согласованию с ним.
Справочные цены отличает относительная стабильность и единый уровень на мировом рынке на однородную продукцию, достигаемый проведением согласованной политики цен ведущими компаниями.
Справочные цены на промышленные сырьевые товары, как правило своем представляют собой, так называемые, базисные цены, т. е. цены товаров определенного качества, спецификации, химического состава и т. п. в том или ином заранее установленном географическом пункте (базисном пункте). Однако методы установления справочных цен на различные товары существенно отличаются. Например, в черной металлургии и некоторых других отраслях ценообразование основано "на лидерстве цен", т.е. уровне цен, определяемой крупнейшей компанией. В химической промышленности, где существует широкая номенклатура продуктов, цены на каждый вид однородной конечной продукции устанавливаются на основе согласованной рыночной политики крупнейших фирм, которая проводится путем открытых и тайных соглашений, регулирующих цены, объемы выпускаемой продукции, рынки сбыта, а иногда и просто в результате предварительного согласования публикуемых справочных цен. В ценообразовании на нефтепродукты и, прежде всего, на бензин, господствуют "лидерство в ценах", определяемое в рамках международного нефтяного картеля, а также прямые договоренности крупнейших нефтяных компаний. Вместе с тем, на этом рынке ценовая конкуренция имеет большее значение, чем в металлургии, автомобильной и химической отраслях. Это до некоторой степени обусловлено высоким удельным весом накладных расходов в издержках и цене продукта (60—80% всех издержек в отрасли при полной загрузке мощностей). Другим фактором является наличие большого количества независимых нефтяных компаний, которые идут на отрытое или скрытое снижение цен на конечные нефтепродукты в целях удержания своих позиций на рынке.
Важное значение в механизме ценообразования имеет разработка методологии установления цен и определения структуры цены. Эти и другие вопросы, касающиеся проблем ценообразования изучаются в специальных курсах.
Оценка конкурентных возможностей фирмы
10.4. Конкурентоспособность организаций Японии и США
Анализ конкурентоспособности японской фирмы "КЭНОН"
Анализ конкурентоспособности американской компании "КАТЕРПИЛЛАР"
10.5. Научно-техническая политика
10.6. Ассортиментная политика
10.7. Технологическая политика
10.8. Обеспечение производства материально-техническими ресурсами
10.9. Сбытовая политика и организация сбыта