Фирмы придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых фирма могла бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности фирмы пользуются численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения фирмы, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую фирме получение намеченных и стабильных конечных результатов. Важное значение имеет анализ издержек обращения, производимый путем отнесения величины сбытовых расходов к размерам прибыли. Такое сопоставление делается обычно не только по всей сумме сбытовых расходов, но и по отдельным элементам: сбытовым филиалам, торговым посредникам, по конкретным товарам и рынкам сбыта. Анализ издержек обращения позволяет обнаружить непроизводительные расходы по всей системе товародвижения от продавца к покупателю.
Для оценки конкурентоспособности товара существует система единичных, групповых (сводных) и интегральных показателей.
Единичный показатель — процентное отношение величины какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра, при котором элемент потребности теоретически полностью удовлетворяется.
Групповой (сводный) показатель объединяет единичные показатели и характеризует степень удовлетворения потребности в целом.
Интегральный показатель — численная характеристика конкурентоспособности товара, является отношением группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам.
Для оценки динамики изменения уровня конкурентоспособности под влиянием различных факторов за определенный период рассчитываются индексы конкурентоспособности.
Повышению конкурентоспособности фирмы могут содействовать следующие организационные меры:
— обеспечение технико-экономических показателей, создающих приоритетность продукции фирмы на рынке;
— изменение качества изделия и его параметров с целью учета требований потребителя;
— выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;
— выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов в своей фирме;
— определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик, таких как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение дизайна;
— выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, в том числе, применяемых фирмами-конкурентами скидок с цены, сроков и объема гарантий;
— нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой продукции;
— приспособление продукции к работе в разных условиях: тропических или полярного климата, на различных грунтах — каменистых, песчаных, болотистых;
— дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определенным видам взаимозаменяемых товаров;
— воздействие непосредственно на потребителя путем искусственного ограничения поступления на рынок новых и более прогрессивных товаров, проведения активной рекламной деятельности, предоставления денежного или товарного кредита, в частности, путем рассрочки платежа.
Таким образом, оценка конкурентоспособности фирмы на конкретном рынке основывается на тщательном анализе технологических, производственных финансовых и сбытовых возможностях фирмы. Она призвана определить потенциальные возможности фирмы и мероприятия, которые фирма должна предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке. Результаты исследований берутся за основу при разработке стратегии фирмы, ее технической, ассортиментной и сбытовой политики.
В современных условиях конкурентоспособность фирмы на рынке является основным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления.
Анализ конкурентоспособности японской фирмы "КЭНОН"
Анализ конкурентоспособности американской компании "КАТЕРПИЛЛАР"
10.5. Научно-техническая политика
10.6. Ассортиментная политика
10.7. Технологическая политика
10.8. Обеспечение производства материально-техническими ресурсами
10.9. Сбытовая политика и организация сбыта
10.10. Ценовая политика
11. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ