Менеджмент организаций - Киржнер Л.А. - 11. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

11.1. Государственное организационно-хозяйственное регулирование

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными им методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

В Украине создан Государственный комитет по вопросам развития предпринимательства с целью обеспечения осуществления государственной политики по развитию и поддержке предпринимательства, эффективному использованию его возможностей в условиях реформирования экономики страны. Этому комитету будет подчинена Лицензионная палата Украины.

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

— разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

— повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;

— ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;

— создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;

— обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

— сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики, структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;

— содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию; сдерживание инфляции экономическим путем; снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

— обеспечение свободного перемещения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства и регулирование частного найма и порядка оплаты труда;

— поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Направления, формы и механизм государственного регулирования подвержены постоянным изменениям, носят гибкий характер, и их реализация осуществляется через соответствующие органы — законодательные, исполнительные, содействующие в зависимости от характера деятельности и выполняемых функций.

Для современного этапа характерна тенденция к унификации форм и методов государственного регулирования в развитых странах, где происходит много общих и похожих процессов. Тенденция к созданию глобальных форм государственного регулирования отражает стремление максимально реализовать в пользу крупнейших фирм достижения научно-технической революции, вызвавшей качественные изменения в структуре производства развитых стран, увеличивших их экономическую взаимозависимость.

Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

— осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

— повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;

— поиск и использование возможности долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;

— укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики;

— пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики;

— использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними;

— регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения.

Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Большое значение в 80-е годы приобрели целевые программы отраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новых приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей.

Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал для решения глобальных проблем государства.

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции).

Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов. Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования отдельных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка.

Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

Одна из важнейших функций государственного регулирования — разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны. Здесь важную роль играет контрольно-регулирующая функция системы государственного регулирования внешнеэкономических связей. Она предполагает осуществление таможенного, валютного и других видов контроля над внешнеторговыми операциями. Большое значение имеет регулирование состояния платежного баланса, капиталовложений заграницей и в своей стране.

Получила дальнейшее развитие такая важная функция государства, как оказание финансового и организационного содействия частным предпринимателям в их внешнеэкономической деятельности. Целями государственного содействия являются:

— повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей промышленности и отдельных компаний;

— содействие росту заграничных капиталовложений национальных фирм;

— создание благоприятных условий для сбыта на мировом рынке крупносерийной, а также капиталоемкой и военной продукции;

— устранение препятствий на пути развития международного производственного кооперирования;

— стимулирование и оказание финансового и организационного содействия в проведении экспортных операций частными фирмами на труднодоступных рынках.

Повышение конкурентоспособности отечественных фирм достигается, в первую очередь, путем предоставления им различных финансовых льгот и средств государственного бюджета. Применяется частичное или полное освобождение фирм, экспортирующих товары, от уплаты внутренних налогов или налоговых льгот. Может быть предоставление отдельным экспортером права на ускоренную амортизацию основного капитала, обеспечивающего им получение дополнительных прибылей. Используется и такая форма, как предоставление экспортерам и транспортным компаниям скидок с железнодорожных тарифов, достигающих в отдельных странах 35%.

В механизме организационного содействия важную роль стали играть содействие в получении национальными фирмами заказов на строительство крупных объектов и, в частности, путем привлечения различных правительственных организаций для поддержки при участии в торгах; содействие в осуществлении заграничных капиталовложений; предоставление через государственные органы различного рода коммерческой информации; представление интересов частных экспортеров и инвесторов в правительственных организациях; выработка международных технических стандартов, стандартов мер и весов; осуществление заграничного патентования; регистрация товарных знаков и марок; подготовка кадров.

Важную роль играет оказание практической помощи экспортерам в организации их участия в ярмарках и выставках, проводимых за границей и в своей стране: предоставление государственных субсидий на устройство экспозиций, обеспечение экспортеров выставочными средствами; помощь в организации постоянно действующих торговых центров за границей и проведение торговых недель.

Большое значение имеет оказание помощи экспортерам в подыскивании контрагентов на заграничном рынке и установление с ними деловых контактов. Это осуществляется как через представителей государственных учреждений (торговых атташе, торговых советников), так и через специальные торговые миссии.

К оказанию организационного содействия экспортерам широко привлекаются такие государственные учреждения и организации, как таможенные ведомства, отраслевые министерства, банки и страховые учреждения.

Государственные организации содействуют развитию экспорта, информируя предпринимателей об импортных возможностях других стран, оказывая практическую помощь экспортерам, организуя встречи послов с представителями национальных и иностранных деловых кругов, проводя семинары по маркетингу, методам торговли, участвуя в выпуске рекламных фильмов и справочно-информационной литературы.

Методы ограничения действий конкурентов с помощью средств государственного регулирования и содействия довольно разнообразны. Для современного этапа характерно повышение роли государства в регулировании отношений между частными фирмами. Это достигается различными путями и, в частности:

— обеспечение национальным фирмам лучших по сравнению с зарубежными соперниками условий функционирования;

— стимулированием научно-технического прогресса и ускоренного внедрения нововведений в серийное производство;

— оказанием содействия частным фирмам в перестройке отраслевой структуры с целью освоения ресурсов энергосберегающих технологий;

— оказанием прямого содействия соперничеству национальных фирм на мировом рынке, препятствуя проникновению иностранных фирм на внутренний рынок;

— оказанием финансового содействия национальным компаниям, ориентирующимся на экспорт.

В результате на мировом рынке конкурентная борьба стала значительно острее, чем на внутренних рынках отдельных стран. Это обусловлено следующими причинами: количество фирм, выступающих с однородными товарами, на мировом рынке значительно больше, чем на внутреннем, а в основе соперничества лежит прежде всего ценовая конкуренция; в последние годы значительно выросло влияние различных мер государственного регулирования экспорта и импорта на развитие международного товарооборота.

Методы государственного регулирования, связанные с ориентацией на рыночный механизм, могут быть прямыми и косвенными.

Прямой метод предполагает вмешательство в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничение изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и т.д.

Косвенный метод предполагает осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры и т.д.

Государство обычно стремится к манипулированию этими методами в зависимости от складывающейся обстановки: соотношения регулирующих и конкурентных сил на конкретных рынках, состояния хозяйственной конъюнктуры.

Государственное регулирование на современном этапе может внести определенные коррективы в ситуацию на рынке, однако оно так же, как и межфирменное регулирование может лишь частично повлиять на остроту конкуренции.

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет определенные требования. Можно выделить пять требований.

Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т.п.), всеобщий административный контроль над ценами и т.п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим, за уровень и динамику цен. Напротив, государство должно внимательно следить за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, стараться не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем для этого есть больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

Во-вторых, влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем, это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, не обращает внимания на то, как действие экономических регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбой.

В-четвертых, государство, применяя экономические регуляторы, должно постоянно контролировать приносимые ими положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.

Предположим, что государство намерено стимулировать освоение в производстве новейших технологий, коммерческие перспективы которых неясны. Какими бы методами оно не пользовалось (налоговая политика, приватизация, инвестиции из бюджета), каким бы ни был результат на рынках товаров и услуг, неизбежно высвобождение ранее занятых работников, осложнение ситуации на рынке труда, которую государство обязано урегулировать.

В-пятых, необходимо учитывать национальную специфику, которая ощутимо сказывается на экономической деятельности. Своевременный учет украинских особенностей, бережное отношение к традициям хозяйствования, точные оценки вариантов экономического поведения не абстрактных производителей и потребителей, а современных граждан Украины, образуют сумму требований, без выполнения которых государство едва ли сможет наладить эффективное регулирование экономики.

Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. Например, денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита не раньше, чем будет принято административное решение о ее повышении. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться к потребителям — изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений.

В то же время экономические и административные методы противоположны. Экономические методы не сужают свободу выбора для субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Когда, допустим, государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам, владелец денежного дохода видит в этом признак того, что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений (банковский вклад, покупка ценных бумаг, приобретение недвижимости и т.д.) прибавился еще один. И тут все зависит от умения государства привлечь обладателя сбережений на свою сторону, чтобы достичь целей регулирования.

Напротив, административные приемы, существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это происходит там, где администрирование выходит за экономически обоснованные границы, обретает черты тотальности, перерождается в административно-командную систему. Тогда контроль становится всеобъемлющим, охватывая весь хозяйственный процесс — производство и его структуру, издержки, цены, заработную плату, прибыль и ее распределение и т.п.

Вместе с тем, административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других и рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Во-первых, регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды, например, недопустимость определенных видов производственной деятельности, прямое запрещение использования экологически вредных технологий и т. п.

Во-вторых, определение и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения — гарантированного минимума заработной платы, пенсий, пособий по безработице и т.п.

В-третьих, защита национальных интересов в системе мирового хозяйства. Контроль монопольных рынков является важнейшей функцией государства. Монополистические структуры обеспечивают доминирующее положение одной или нескольких фирм на рынке, определяемое их значительным удельным весом в общем объеме реализации товаров и услуг. Это ведет к формированию определенных рыночных отношений со своей инфраструктурой, направленной на устранение стихийности и диспропорций в рыночных отношениях путем использования таких экономических элементов как цена, издержки производства и обращения, прибыль, кредит, налоги.

Термин "монополия" приобрел широкое толкование в предпринимательской среде. Им обозначается:

— господствующее положение на рынке одной фирмы, которую часто называют просто "монополия" или "фирма-монополист";

— объединение нескольких фирм, доминирующих на рынке, именуемое как монополистическое объединение или олигополия;

— предоставление государством монопольного (исключительного) права одной или нескольким фирмам, а также союзам предпринимателей, государственным учреждениям на осуществление конкретных видов деятельности на внутреннем или внешнем рынке, а также оказание им поддержки или предоставление налоговых льгот или других преимуществ, которые на другие фирмы и организации не распространяются. В таких случаях термин "монополия" приобретает значение исключительной привилегии;

— фирмы или лица, которые сами назначают рыночную цену или диктуют рыночную цену другим продавцам — своим конкурентам, в отличие от фирм, которые в своей коммерческой практике ориентируются на публикуемые цены (справочные, биржевые), складывающиеся на рынке в зависимости от соотношения спроса и предложения. Такие рынки называют конкурентными в отличие от монопольных рынков, где цену назначает продавец исходя из собственных издержек производства, намечаемой прибыли и рыночного спроса.

Не следует отождествлять с монополией любое крупное предприятие. Источниками монополистических тенденций бывают мелкие и средние предприятия, государство. Конечно, внутри крупного бизнеса всегда скрыт большой потенциал монополизма. Любая мощная корпорация не прочь воспользоваться выгодами своего положения в производстве, тяготеет к установлению диктата над рынком, рассматривая это как один из эффективных вариантов экономического поведения. Но в современном рыночном хозяйстве такая возможность вовсе не обязательно превращается в реальность.

В переводе с греческого "монополия" означает "единственный продавец". Термин появился в США, когда образование фирмы сопровождалось получением от законодательных национальных властей или штатов специальных "патентов" — официальных документов, которые давали фирме права и привилегии, не доступные другим фирмам. Поэтому указы о создании корпораций назывались "дарованиями монополии".

Монополизацию сдерживает рынок с его конкуренцией, диверсификация производства и продаж, глубокая интеграция отдельных стран в мировое хозяйство, политика государства. Например, корпорация ИБМ, являющаяся признанным лидером мирового производства элементов компьютерных технологий, в течение многих лет наращивает (а не ограничивает) производство и продажу, постоянно совершенствует (а не ухудшает) качество изделий и расширяет их ассортимент, находится на передовых рубежах научно-технического прогресса (а не препятствует освоению его результатов), гибко маневрирует ценами (а не старается сохранить их монопольно высокими). ИБМ и подобные ей корпорации едва ли можно считать монополиями. Однако часто бывает, что фирма-монополист оказывает давление на рынок высокой ценой, низким качеством товаров и услуг, малым ассортиментом товаров, не осваивает новые эффективные технологии, не снижает затраты и не расширяет сбыт. Фирма-монополист препятствует свободному межотраслевому переливу капитала и перемещению ресурсов, применяя различные средства, ограничивающие доступ на рынок конкурентов.

В современных условиях монополизация рынка или отрасли единственным продавцом — не столь частое явление. В США доля национального дохода, созданного на рынках, контролируемых одной фирмой, составляла в 80-е годы 5%. Обычно под монополизацией отрасли понимается положение, при котором: доля одного производителя составляет 50% и более, двух — 75% и более; затруднено проникновение в отрасль новых производителей; происходит резкое повышение цен на продукцию определенного производителя, не соответствующее соотношению на рынке спроса и предложения; происходит снижение цен, непропорционально малое по сравнению с результатами научно-технического прогресса и снижением себестоимости.

Следует отметить важную роль фирм-монополистов, завоевывающих доминирующее положение в новейших отраслях, благодаря выпуску качественно новых товаров и новациям в технологии. Фирма, которая первой осваивает новую продукцию, достигает временной монополии, позволяющей поднять цены выше производственных издержек и, следовательно, получить сверхприбыль. Успех фирмы-новатора привлекает внимание других предпринимателей, которые тоже начинают производить подобные или даже лучшие товары. Конкуренция ведет к снижению цен, и монопольная прибыль постепенно исчезает до следующего инновационного цикла.

Проникновение фирм-новичков в область производства, монополизированную фирмой-новатором, ведет к демонополизации рынка. Это особенно важно, когда на рынке появляется абсолютно новый товар, как это было, например, с электронными пишущими машинками, ксероксами и видеомагнитофонами. В каждом из этих случаев инноваторы-фирмы "ИБМ", "Ксерокс", "Сони" в первый период производства новинок фактически были монополистами. В дальнейшем конкуренты освоили производство новых продуктов, и в настоящее время фирмы-новаторы не только потеряли свою монополию, но даже не лидируют на соответствующем рынке. Таким образом, монополизация рынков новых товаров исчезает по мере распространения и коммерческого освоения результатов исследований и новых технологических разработок. Здесь антимонопольная политика выполняет не запретительные, а содействующие функции, направленные на благоприятствование обмену научно-технической информацией, осуществлению процесса инновации.

Значительное развитие в современных условиях получила монополизация рынков и отраслей хозяйства несколькими фирмами, занимающими в совокупности господствующее положение на рынке или в отрасли. Такая монополистическая структура называется олигополия. Определяется она как совместно осуществляемая монополия или доминирование на рынке нескольких фирм, юридически между собой несвязанных.

Олигополии возникают на базе концентрации значительной или преобладающей части производства и капитала отрасли у ограниченного числа крупных компаний. В рамках олигополии могут оказаться и относительно небольшие по обороту и капиталу фирмы, однако играющие в рамках специализированных производств или региональных рынков роль ведущих производителей.

В основе олигополии обычно лежит заключение горизонтальных или вертикальных соглашений, которые регулируют на межфирменном уровне объемы производства, цены, обороты по продажам, что обеспечивает их участникам получение монопольной прибыли.

Под горизонтальными соглашениями понимаются соглашения о закреплении фирмами монополии и ведении монополистической практики, когда субъекты находятся на одном и том же хозяйственном уровне. Вертикальные соглашения заключаются между фирмами, либо между ними и потребителями, когда субъекты занимают различное хозяйственное положение, в которых господствующий на рынке навязывает свои условия более слабому партнеру. Разновидностью олигополии являются технологические олигополии, объединяющие несколько крупных фирм, контролирующих производство и сбыт определенной продукции на основе специфики технологии, которая делает экономически эффективными только крупные производства, концентрирующие в огромных размерах материально-технические, финансовые и трудовые ресурсы. Это такие отрасли, как металлургия, электроэнергетика.

Основу структуры национальных олигополии составляет механизм согласования и формирования относительно стабильной системы цен на продукцию отрасли. В рамках международных олигополии объектом согласованной политики выступают не цены, а сферы, тесно связанные с научно-техническим прогрессом: патентная политика, научно-техническое сотрудничество, инновационный процесс.

Олигополия как своеобразная экономическая организация отрасли характеризуется изменяющимся соотношением монопольно регулирующих и конкурентных сил и по сути образует фундамент современного хозяйственного механизма. Олигополистическая структура характерна для преобладающего числа отраслей США.

Однако интернационализация мирового хозяйства и усиление конкуренции, в том числе международной, в значительной мере подорвали монопольнорегулирующие силы в рамках многих национальных олигополии. Одновременно сложились олигополистические структуры по отдельным отраслям в масштабе всего мирового хозяйства. Это такие отрасли, как автомобильная, электронная, электротехническая, фармацевтическая промышленность.

В странах с развитой рыночной экономикой административные методы давно превратились в неотъемлемую часть хозяйственного механизма и нигде не ставится задача заменить их чем-то другим. Мировая практика свидетельствует о том, что администрирование опасно, когда не имеет экономического обоснования. Напрочь отвергать его — значит неточно представлять себе устройство современной рыночной экономики.

Хотя мировая хозяйственная практика знает немало комбинаций различных методов регулирования, их внутренняя структура, как правило, остается неизменной. Одни методы (как экономические, так и административные) выполняют в экономике роль несущей конструкции, направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов, предназначены для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государственное регулирование рыночной экономики.

Рынок, конкуренция всегда были антиподами монополизма. В течение долгих лет их исторического противостояния именно рынок являлся той единственно реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономики. Там, где рынок продолжал работать, распространение монополизма не зашло слишком далеко. Там, где рынок разрушили, монополизм, не встречая преград, поразил все народное хозяйство.

В странах с развитыми рыночными системами неустойчивый баланс рынка и монополизма сохранялся довольно долго, пока государство не взяло на себя ответственность за создание условий для эффективного функционирования рынка. Государство твердо встало на защиту рыночной конкуренции, противопоставило монополизму весь свой экономический и политический потенциал, нашло действенные средства антимонопольной профилактики, демонтировало опасные для экономики монополистические структуры. Во многом по этой причине крупные корпорации, способные без особых усилий подавить любые ростки конкуренции, часто предпочитают воздерживаться от монополистического поведения. И поступают так не потому, что опасаются применения санкций согласно антимонопольным законам. Они действуют в образованной с участием государства экономической среде, где поощряется конкуренция, а не монополизм.

Государство давно борется с нечестной конкуренцией, стараясь обезопасить экономику от монополистических тенденций. Эта политика обрела такие масштабы, что демонополизация превратилась в регулярную функцию государства, одно из основных направлений его деятельности. Поскольку современная экономика устроена так, что неизбежно порождает монополизм, постольку противодействие ему превратилось в постоянную обязанность государства.

От позиции государства в значительной степени зависит, останется ли экономика высокомонополизированной или будет развиваться в направлении эффективного рыночного хозяйства.

11.1. Государственное организационно-хозяйственное регулирование
11.2. Правовое регулирование образования и деятельности организаций в странах ЕС
11.3. Порядок образования и управления
Устав Европейской Компании
11.4. Политика ЕС в области конкуренции
Запрет неправомерного использования на рынке господствующего положения
Раздел II. ИННОВАЦИОННЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
12. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
12.1. Структуризация и организация инновационного процесса
12.2. Основные организационные структуры на рынке инновационных услуг
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru