Менеджмент организаций - Киржнер Л.А. - Запрет неправомерного использования на рынке господствующего положения

В ЕС последовательно проводится Единая согласованная политика в области конкуренции. Главная цель этой политики — обеспечить в рамках ЕС свободную конкуренцию между фирмами путем создания эффективного механизма наднационального контроля" гибкого и последовательного надгосударственного регулирования.

Основными направлениями единой политики ЕС в области конкуренции являются:

— поощрение развития малого и среднего бизнеса как наиболее распространенной формы предпринимательской деятельности в развитии рыночной конкуренции, стимулировании инновационных процессов, производстве высококонкурентной продукции;

— содействие совместной предпринимательской деятельности, направленной на преодоление межстрановых барьеров, и содействие транснациональному переплетению промышленного, торгового и банковского капитала внутри ЕС;

— поощрение создания крупных, трансъевропейских компаний, способных противостоять конкуренции американских и японских ТНК;

— контроль за концентрацией производства, слияниями и расширение фирм;

— выработка антимонопольного законодательства, которое будет способствовать развитию свободной конкуренции на уровне фирм, свободному движению в рамках ЕС товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, с учетом того, что формирование единого внутреннего рынка может привести к обострению конкуренции и затронуть интересы отдельных стран-членов.

Правила конкуренции в рамках ЕС направлены на то, чтобы политика, гарантирующая свободную конкуренцию, стала неотъемлемым элементом успешного функционирования единого рынка.

Законодательство ЕС различает три вида недобросовестной конкуренции: картели; злоупотребление господствующим положением на рынке; государственное субсидирование предприятий.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются: демпинг; установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности; установление дискриминационных цен или коммерческих условий; ограничение или установление контроля за производством, сбытом, техническим развитием, капиталовложениями; навязывание партнерам дополнительных условий, не связанных по своему характеру с предметом контракта; тайный сговор на торгах и создание тайных картелей; распространение ложной информации и рекламы.

Запрет неправомерного использования на рынке господствующего положения

Согласно Римскому Договору запрещено "...неправомерное использование на рынке ЕС или в значительной его части господствующего положения одним или несколькими предприятиями &, если оно мешает торговле между государствами-членами ЕС. По ходатайству Комиссия ЕС имеет право устанавливать, что определенное поведение того или иного предприятия на рынке является или не является правомерным.

Комиссия ЕС наделена широкими полномочиями, выявление и расследование случаев нарушения правил конкуренции может вести как по заявлению одной из стран-членов ЕС, так и по собственной инициативе. В порядке проведения расследования члены Комиссии имеют право вести проверку документации фирм, посещать предприятия, требовать предоставления текстов соглашений, заключенных между фирмами, обращаться к правительствам стран — членов ЕС или их компетентным органам.

Согласно постановлению Совета ЕС, принятому в 1962 г., фирмы обязаны предоставлять Комиссии сведения обо всех заключенных соглашениях о сотрудничестве. Такие сведения предоставляются с соблюдением определенного порядка по установленной форме для заявок. Заявки содержат подробные сведения о деятельности фирмы, ее обороте, связях, поставщиках и покупателях. Необходимо обратить внимание Комиссии на те условия соглашений, которые могут ограничивать свободу принятия фирмой самостоятельных решений в отношении уровня цен, скидок с цены, объемов производства, выбора источников снабжения. По сути в заявках, направляемых в Комиссию ЕС, фирмы стремятся доказать, что они не нарушают конкуренцию и не оказывают негативного воздействия на взаимную торговлю стран-членов ЕС.

Рассмотрением заявок, именуемых нотификациями (от лат. notifico — делаю известным, оповещаю), занимается Генеральная дирекция Комиссии ЕС по вопросам конкуренции, которая имеет исключительное право на одобрение согласованных действий фирмы в форме выдачи индивидуальных деклараций на определенный срок или специальных решений. В случае установления факта нарушения правил конкуренции, Генеральная дирекция может вынести решение о взыскании штрафа или прекращении деятельности межфирменных соглашений.

Решения Комиссии, принимаемые по итогам рассмотрения дел, касающихся конкуренции, публикуются в Официальном вестнике ЕС.

Римским Договором был принят ряд постановлений, устанавливающих исключения для отдельных видов деятельности, где укрепление взаимодействия было признано целесообразным и полезным для экономического развития ЕС. Эти исключения получили название групповых исключений (групповых изъятий). В их число вошли:

— соглашения о специализации производства;

— патентно-лицензионные соглашения, включая ноу-хау;

— соглашения в области исследований и развития;

— дистрибьюторские соглашения при продаже автомобилей;

— соглашения на закупку, согласно которым заказчик обязуется покрывать все свои потребности в конкретных товарах путем закупок у одного продавца в течение определенного срока (обычно пяти лет) и при условии, что товары, составляющие предмет соглашения, однородны по характеру и назначению;

— соглашение по франшизам (право на продажу товара, предоставляемое производителем какой-либо торговой фирме на определенный период и зафиксированное в договоре).

Групповые исключения предоставляются лишь на условиях, гарантирующих сохранение конкуренции. Фирмы, занимающиеся перечисленными видами деятельности, освобождаются от предоставления нотификаций и получения соответствующих разрешений.

Помимо групповых исключений специально выделяются определенные виды межфирменных отношений, на которые не распространяется порядок предоставления нотификаций, поскольку они не попадают под общие правила конкуренции. Это:

— соглашение с монопольными агентами;

— соглашения между материнскими и дочерними компаниями;

— соглашения с субпоставщиками;

— определенные виды соглашений (всего 18 видов), имеющих целью обмен опытом;

— совместное проведение исследований — рыночных и отраслевых;

— совместное выполнение контрактов по исследованиям и развитию;

— совместная рекламная деятельность.

Правила конкуренции в ЕС распространяются органами ЕС и на предприятия третьих стран, осуществляющих свою деятельность в странах-членах ЕС согласно решениям Комиссии и суда ЕС. Причем они распространяются и в тех случаях, когда фирмы третьих стран выступают на едином рынке ЕС через свои филиалы и дочерние компании, расположенные в странах-членах ЕС. Согласно правилам ЕС, ответственность за такие действия несут их материнские компании.

И хотя ни Комиссия, ни Суд ЕС не могут, не затрагивая суверенитета третьих стран, взыскивать штрафные суммы с фирм, находящихся в юрисдикции своих национальных судов, Комиссия и Суд ЕС могут наложить арест на их активы, находящиеся на территории стран-членов ЕС.

На практике Комиссия применяет штрафные санкции в отношении компаний третьих стран. Например, Комиссия наложила штраф в 2 млн ЭКЮ на японскую фирму "Тошиба", обвинив ее в нарушении правил конкуренции ЕС. "Тошиба ", как стало известно, включила в соглашение с дистрибьюторами в странах-членах ЕС несколько оговорок, ограничивающих свободную перепродажу закупаемых у "Тошиба" фотокопировальных машин на рынках западноевропейских стран.

Правила конкуренции в ЕС с конца 80-х годов стали распространяться не только на картельные соглашения, но и на сферу концентрации производства. Стремление фирм к упорядочению своих позиций на едином европейском рынке, поощрение органами ЕС трансъевропейской концентрации производства и капитала привели к значительному росту слияний и поглощений компаний в странах-членах ЕС. В связи с этим Совет министров ЕС в 1989г. принял постановление о либерализации контроля за слияниями компаний разных стран ЕС, заложив основы для завершения создания наднациональной конкурентной политики. Постановление о контроле за концентрацией производства дало право Комиссии ЕС осуществлять предварительный контроль за слияниями и поглощениями фирм. Такой порядок диктуется также ростом конкуренции на западноевропейском рынке со стороны американских и японских компаний.

В соответствии с Римским Договором, правила ЕС применяются в тех случаях, когда нарушение конкуренции затрагивает отношения между странами-членами ЕС. Во всех других случаях действует национальное законодательство.

Законодательство ЕС в отношении конкуренции и картелей оказало существенное воздействие на национальное законодательство стран-членов и ЕС, способствуя его гармонизации.

Раздел II. ИННОВАЦИОННЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
12. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
12.1. Структуризация и организация инновационного процесса
12.2. Основные организационные структуры на рынке инновационных услуг
Зарубежный опыт инновационной деятельности (на примере США и Японии)
Государственная поддержка инновационной деятельности: механизм и формы
12.3. Инновационный проект: этапы подготовки и реализации
Основы теории проектного менеджмента
Проектное планирование
Управление реализацией проекта
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru