Экономическая теория: политэкономия - Базилевич В.Д. - 3.4. Место и роль человека в экономической системе

Человек — чрезвычайно сложное существо, которое объединяет в себе биологическое и социальное.

Как биологическое явление человек — уникальный продукт природы, мыслящее существо, наделенное совокупностью физических и умственных способностей, позволяющих ему взаимодействовать с природой и жить по ее законам.

Человек как социальное существо выступает частью общества, живет в социуме, имеет многогранные отношения с другими людьми (экономические, политические, национальные, семейные), выполняет и подчиняется юридическим законам, соблюдает определенные моральные нормы и правила социального поведения, принятые в обществе, т.е. является человеком разумным (Homo sapiens).

В диалектическом взаимодействии биологической и социальной сторон человека, возможности использовать в своей деятельности естественные и экономические законы и заключается глубинная сущность человека как биосоциального существа (рис. 3.14).

Биосоциальные черты человека

Человека изучают многие науки, в том числе и экономическая наука, которая исследует экономическую сущность человека, его место и роль в экономической системе, нужды, интересы, хозяйственное поведение, т. е. человека экономического (Ното economicus ).

Человек экономический — главный творческий субъект рыночной экономики, который владеет свободой выбора и принимает экономически рациональные и оптимальные решения с учетом всех имеющихся возможностей и условий, согласно своим личным интересом, целям и приоритетам. На всех этапах развития общества человек находился в центре всех экономических процессов и явлений. В экономической системе человек выступает как работник, как субъект экономических отношений, как потребитель, как носитель конечной цели общественного производства (рис. 3.15).

Место человека в экономической системе

Человек-работник в экономической системе выступает как рабочая сила.

Рабочая сила — это способность человека к труду.

Успех производства на всех уровнях определяется, прежде всего, людьми, занятыми в производственном процессе. Все другие факторы производства действуют не сами по себе, их приводит в движение человек. Человеку, его труду, принадлежит центральное место в производстве не только как наиболее активному фактору производства, но и как источнику, творцу других факторов производства—материально-вещественных, научно-исследовательских и организационно-управленческих.

В историческом плане человек-производитель прошел в своем развитии стадию индивидуального (единоличного) работника и стадию совокупного работника.

На ранних этапах развития общества, когда еще недостаточно были развиты общественное разделение труда и хозяйственные связи (в условиях натурального хозяйства и мелкотоварного производства), когда вещи изготовлялись с начала до конца одним рабочим, последний выступал как работник-индивид.

В дальнейшем, по мере углубления общественного разделения труда, развития специализации и кооперации производства, труд каждого производителя все меньше выступает как индивидуальный труд независимого, экономически обособленного товаропроизводителя, но является частью совокупного труда, а отдельный работник — частью совокупного работника.

Совокупный работник — это совокупность работников разных специальностей, которые являются участниками совместного производства определенного товара на основе разделения труда между ними.

В современных условиях главной фигурой хозяйственной жизни является не индивидуальный, а совокупный работник, который привлекается к общественному производственному процессу благодаря кооперации труда. Ныне практически любое экономическое благо является результатом работы не одного, а десятков, сотен и тысяч работников, занятых в разных сферах производства. Современный автомобиль собирается в среднем из 15 тыс. деталей, в производстве которых заняты тысячи работников огромного количества больших и мелких предприятий-поставщиков. Американский самолет "Боинг-748" состоит из 4,5 млн разнообразных деталей, которые производят рабочие 16 тыс. компаний.

Совокупный работник является новой производительной силой кооперированного труда, способного решать задачи, которые не под силу сумме обособленных индивидуальных работников.

Уровень развития совокупной рабочей силы можно охарактеризовать определенными количественными и качественными показателями (рис. 3.16).

В условиях развития научно-технического прогресса требования к уровню подготовки работников возрастают. Без постоянного повышения уровня образования, квалификации, культуры, укрепления здоровья, поддержания психо-

Показатели уровня развития совокупной рабочей силы

логического состояния работники не способны эффективно взаимодействовать с другими прогрессирующими элементами производительных сил — новой техникой, передовыми технологиями, системами управления и организации производства. Поэтому в современном развитом обществе инвестиции в "человеческий капитал", т. е. в развитие знаний, способностей, в укрепление здоровья человека, считаются наиболее эффективными и гуманными вложениями.

В Украине на современном этапе численность работников с высшим профессиональным образованием стала значительной (табл. 3.2). Именно такие работники являются глав-

Таблица 3.2. Уровень образования наемных работников в Украине по видам экономической деятельности (на начало 2006 г.)

Виды экономической деятельности

Количество штатных

работников, тыс. чел.

Из них имеют высшее образование

неполное и базовое высшее

полное высшее

Всего, тыс. чел.

К штатной численности работников, %

Всего, тыс. чел.

К штатной численности работников, %

Всего

11574,5

2855,6

24,7

3 154,1

27,3

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

892,1

133,5

14,9

77,6

8,7

Рыболовство, рыбоводство

13,8

2,5

18,2

1,7

12,6

Промышленность

3 370,9

806,3

23,9

594,4

17,6

Строительство

477,0

89,7

18,8

75,6

15,9

Торговля и ремонтные услуги

820,7

221,7

27,0

231,6

28,2

Деятельность гостиниц и ресторанов

84,6

23,9

28,2

14,5

17,1

Транспорт и связь

1 000,7

220,5

22,0

166,4

16,6

Финансовая деятельность

278,3

71,3

25,6

158,2

56,8

Операции с недвижимостью, аренда, инжиниринг, предоставление услуг предпринимателям

603,6

123,0

20,4

227,3

37,7

Государственное управление

610,7

148,3

24,3

362,2

59,3

Образование

1 705,1

330,1

19,4

861,2

50,5

Здравоохранение и социальная помощь

1 329,6

566,7

42,6

267,1

20,1

Предоставление коммунальных

и индивидуальных услуг; деятельность

в сфере культуры и спорта

387,4

118,1

30,5

116,3

30,0

ной основой эффективного развития экономики и важным элементом национального богатства страны.

Человек как субъект экономических отношений
Человек как потребитель
Человек как конечная цель общественного производства
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Глава 4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПЕРЕХОДНЫХ ЭКОНОМИК
4.1. Сущность и закономерности эволюционного перехода экономической системы к следующему типу
4.2. Переходные экономические системы: содержание и основные черты
4.3. Кризис и распад командно-административной системы и необходимость перехода экономики постсоциалистических стран к рыночным отношениям
Противоречия командно-административной системы
4.4. Концепции перехода постсоциалистических стран к рыночной экономике
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru