В политике имеется своя невидимая рука, действующая в направлении, противоположном действию невидимой руки рынка.
Милтон Фридменс
19.1. Объективная необходимость, содержание и модели правительственного регулирования экономики
В главе "Рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура" отмечалось, что любая экономика имеет рыночный и бюджетный секторы, раскрывались черты и функции обоих секторов. В данной теме перед нами стоит задача проанализировать влияние правительства на обеспечение конкурентной среды, производство общественных благ, ограничение негативного влияния циклических колебаний на экономику страны, социальную защиту граждан и т. п.
Рыночная экономика как система, возникшая в результате самоорганизации и саморазвития, оказалась достаточно эффективной, гибкой, способной формировать рациональную структуру хозяйства и обеспечивать широкие рамки экономической свободы ее субъектам.
Иными словами, рыночная система охватывает весьма значительный арсенал своих функциональных обязанностей, необходимых для обеспечения комфортного и надежного функционирования общества. Вместе с тем следует отметить, что имеется ряд проблем, связанных с природными факторами, экономической общественной деятельностью и другими ее видами, а также естественным саморазвитием рыночного хозяйства, к которым рынок остается безразличным, а общество стремится их решить. Именно поэтому необходимость правительственного вмешательства в экономику связывают с отказами рынка (фиаско рынка).
Отказы рынка — это нежелание или несостоятельность (неспособность) рынка удовлетворять потребности общества или отдельных групп людей рыночной экономической системы.
Рассмотрим кратко структуру отказов рынка.
1. Рынок зиждется на индивидуальной экономической свободе и конкуренции участников хозяйственного процесса, что является существенным преимуществом этой формы хозяйствования. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что экономическая система — не простая арифметическая сумма составляющих ее элементов. Индивидуальная экономическая свобода является благом до тех пор, пока она не ограничивает экономическую свободу других индивидов. В случае, когда расширение свободы одного индивида ограничивает свободу других, должен быть общественный ограничитель экономической свободы.
Так, свобода предпринимательства на основе конкурентной борьбы естественным образом порождает свой антипод — произвол монополий, который можно ограничить законом о защите конкуренции (или антимонопольным законодательством).
2. Рынок в полной мере обеспечивает производство благ для индивидуального потребления. Эти блага называются частными.
Частные блага — это блага, потребление которых од* ними лицами исключает возможность их одновременного потребления другими" Доступ к потреблению частных благ имеет тот, кто хочет их приобрести и может их оплатить. Это еда, обувь, одежда, средства гигиены, а также станки, машины, сырье и т. п.
Черты частных благ отражены на рис. 19.1.
Но имеются и блага, которые можно потребить только совместно (сообща). Они неделимы. Это национальная безопасность, обеспечение правопорядка, защита природной среды и т. II. Такие блага называют общественными.
Общественные блага — это блага, которые одновременно потребляют многие индивиды, независимо от того, может или не может их оплатить каждый отдельный потребитель.
Черты общественных благ отражены на рис. 19.2.
Общественные блага тоже делят на два вида: чистые и смешанные (рис. 19.3).
Естественно, частные блага производятся рынком в надлежащем объеме и необходимой структуре.
За производство общественных благ отвечает правительство.
Безопасность государства, охрана правопорядка, надлежащее содержание улиц и населенных пунктов — чистые
общественные блага, производство которых финансируется за счет бюджетов.
Регулирование производства и распределения смешанных общественных благ осуществляет правительство путем:
— предоставления исключительных прав на использование ресурсов для производства этих благ;
— введения административных барьеров на пути вхождения на рынок этих благ посредством лицензирования, квотирования, чрезмерно высокого уровня налогообложения и т. п.
Влияние правительства на производство общественных благ осуществляется путем:
— производства данных благ в надлежащем объеме и надлежащей структуре в рамках государственного сектора;
— предоставления субсидий для их производства предпринимательскому сектору;
— административного ограничения доступа к использованию этих благ.
3. Рынок заботится о прибыли, оставаясь безразличным к проблемам истощения природных ресурсов. Правительство принимает на себя ответственность за судьбы грядущих
поколений: ограничивает доступ к этим ресурсам, консервируя часть их; учреждает систему поощрений и стимулов для использования ресурсосберегающих технологий; финансирует фундаментальные научные исследования и т. п.
4. Правительство занимается урегулированием экстернальных (внешних) эффектов, прежде всего отрицательных, связанных с перенесением одними субъектами своих издержек на других субъектов без каких-либо компенсаций пострадавшим. Это урегулирование осуществляется двояко:
1) правительство заставляет при помощи налогов, штрафов, запретов прекращать производство и загрязнение, ограничивая пагубное влияние на окружающую среду и на объем убытков, причиненных другим субъектам;
2) правительство "обезвреживает" экстернальные эффекты и возмещает убытки, причиненные ими, за счет бюджетных средств.
5. Правительство ограничивает негативное влияние циклических колебаний и регулирует опасную для стабильности экономической системы дифференциацию доходов среди разных слоев населения, обеспечивая её социальную направленность.
6. В условиях трансформационной экономики на правительство возлагается еще одна важная задача — обеспечение баланса интересов субъектов экономической и социальной деятельности.
Типы правительственного регулирования экономики:
— полная монопольная власть в управлении экономикой (страны социализма, в т. ч. СССР);
— сочетание рыночных и правительственных регуляторов (Япония, Швеция, ФРГ, Австрия, Китай).
Модели правительственного регулирования экономики
Выделяют две модели правительственного регулирования экономики:
— адаптивную модель, чувствительную к изменениям и отказам рынка, позволяющую правительству совместно с частным бизнесом гибко приспосабливаться к условиям экономической (национальной и международной) сферы. Пример использования этой модели правительственного влияния на экономику — США;
— проактивную модель, направленную на упреждение фиаско рынка путем "взвешенной меры" государственного вмешательства в деятельность бизнес-структур. Эта модель свойственна японской системе правительственного регулирования экономики,
Основные задачи, возникающие перед правительствами государств
19.3. Основные направления и рамки правительственного влияния на экономику
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Глава 20. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
20.1. Объективные предпосылки и направления рыночной трансформации экономики Украины
20.2. Трансформация отношений собственности и формирование конкурентной среды как стратегический приоритет рыночных преобразований
20.3. Формирование инновационной модели развития национальной экономики
20.4. Трансформация денежно-кредитной и финансовой систем Украины
Этапы трансформации денежно-кредитной и финансовой систем Украины