Определить меру влияния правительства на экономику весьма сложно. Поэтому чаще всего эту меру определяют при помощи удельного веса ВВП, ВНД или ЧНД, перераспределяемого через государственный бюджет. Имеется еще один способ определения меры участия правительства в экономической жизни — индекс экономической свободы (ИЭС).
Индекс экономической свободы — это агрегированный индикатор, включающий десять показателей, тоже имеющих сложное строение, свидетельствующий об уровне вмешательства правительства в экономику. Содержание данного индекса достаточно подробно описано в учебнике "Макроэкономика" под редакцией профессора В.Д. Базилевича
(тема 3). Чем больше участие правительства в экономике, тем меньший уровень экономической свободы, а сама она оказывает определяющее влияние на развитие экономики. В связи с этим возникает потребность в определении рамок правительственного влияния на экономику.
Минимальную черту правительственного влияния определяют:
— правовая база функционирования экономики;
— организация денежного обращения;
— урегулирование экстернальных отрицательных эффектов;
— производство общественных благ. Максимальная черта правительственного влияния
определяется как точка равновесия между расходами, связанными с государственным вмешательством, и выигрышем в социально-экономической эффективности.
Рассмотрим некоторые из основных направлений государственного влияния на экономику.
Влияние правительства на экономический рост в долгосрочном периоде без перерывов в краткосрочных периодах осуществляется посредством действия фискальных и монетарных инструментов.
Стимулирование экономического роста осуществляется путем увеличения объема государственных закупок (G), уменьшения налогов (Т) и увеличения трансфертных выплат домохозяйствам и бизнесу (Тr), Это бюджетно-налоговые средства влияния.
Кроме того, экономический рост можно стимулировать монетарными средствами путем: уменьшения учетной ставки процента (i), по которой коммерческие банки получают кредиты в национальном (центральном) банке; уменьшения нормы обязательных банковских резервов (r), которые определяются в процентах от объема депозитов коммерческих банков и на беспроцентной основе сохраняются в центральном банке; выкупа государственных ценных бумаг у населения центральным банком. Все эти мероприятия направлены на увеличение предложения денег в экономике, что делает их более дешевыми, способствуя расширению кредита, оживлению деловой активности и экономическому росту.
Ограничительная политика экономического роста используется в периоды стремительного роста, когда возникает опасность "перегрева" экономики ("бума"), за которым следует падение (т. е. разрыв в долгосрочном росте). Такой рост необходимо ограничивать.
Средства фискальной политики, ограничивающие экономический рост: уменьшение государственных закупок (G), увеличение налогов (Т), уменьшение трансфертных выплат (Тr). Это ограничивает совокупный спрос, и, как следствие, объем национального производства.
Ограничительные средства монетарной политики направлены на увеличение учетной ставки процента (i), увеличение нормы обязательных банковских резервов (r), продажу населению государственных ценных бумаг. В результате таких действий уменьшается предложение денег, они дорожают, сужается кредит, что ограничивает экономический рост.
Антиинфляционная политика тоже бывает двух видов: направленная на преодоление инфляции радикальными средствами и ориентированная на ограничение темпов роста цен с целью приспособления (адаптации) к этой ситуации. Преобладающее большинство стран мира использует адаптивную антиинфляционную политику. США, Великобритания и некоторые другие страны отдают предпочтение радикальным методам борьбы с инфляцией.
Целью долгосрочной антиинфляционной политики является ликвидация инфляционных ожиданий населения. Реализуется данная цель следующими средствами: преодоление бюджетных дефицитов; контроль за приростом денежной массы; формирование надлежащих золотовалютных резервов и т. п.
Краткосрочная антиинфляционная политика направлена прежде всего на ограничение темпов инфляции. Для решения данной проблемы правительство направляет свои усилия на уменьшение диспропорции между совокупным спросом и совокупным предложением. Средствами реализации этой цели являются:
— стимулирование производства путем увеличения государственных закупок, инвестиций;
— поиск социально нейтральных источников увеличения бюджетных поступлений;
— активизация политики импорта;
— рост процентных выплат по депозитам для стимулирования сбережений и ограничения объема потребительского спроса.
Социальная политика правительства ставит две основные задачи:
1) обеспечение накопления человеческого и социального капитала;
2) социальная защита наиболее уязвимых слоев населения.
Решение первой задачи осуществляется посредством использования правительством следующих средств: определение и установление минимальной заработной платы; нормирование условий труда и продолжительности рабочего времени; финансирование переквалификации и повышения квалификации; финансирование обеспечения базового уровня услуг здравоохранения; финансирование (частичное или полное) образовательных услуг в учебных заведениях разного уровня; индексация денежных доходов в условиях инфляции; установление необлагаемого налогом минимального дохода; дифференциация налоговых ставок в зависимости от уровня дохода; предоставление налоговых льгот и т. п.
Вторая задача решается при помощи таких средств: социальное обязательное страхование, т. е. гарантированная государством система мероприятий по обеспечению граждан в старости (пенсионное страхование), на случай болезни и потери трудоспособности (медицинское страхование); поддержка материнства и детства (социальная помощь семьям с детьми), а также социальная помощь малообеспеченным, инвалидам, ветеранам, одиноким.
Необходимо подчеркнуть, что система социального страхования тоже состоит из двух направлений:
- первое связано с восстановлением и сохранением трудоспособности ;
— второе гарантирует материальное обеспечение граждан, утративших трудоспособность или не имевших ее.
Мы рассмотрели только несколько направлений экономической политики. На самом деле их значительно больше. В связи с этим возникает проблема количественного сопоставления целей и инструментов. Понятно, чем больше инструментов можно использовать, тем вероятнее достижение цели.
Кроме того, необходимо учитывать, что один инструмент можно использовать для достижения разных целей. Поскольку цели могут противоречить друг другу, эффект политики, не учитывающей описанных выше факторов, может быть сведен к нулю. Поэтому, разрабатывая экономическую политику, важно не включать одновременно в правительственные программы противоречивые цели. Сначала необходимо определить цель, реализация которой имеет более важное значение или является предпосылкой для автоматического либо целенаправленного решения других задач.
Кроме того, необходимо учитывать противоречия между текущими и долгосрочными целями. Таким образом, процесс определения целей и средств их реализации полон противоречий, ограничений, неопределенности последствий правительственных действий в долгосрочной перспективе, что, с одной стороны, является основанием для критики любых мер правительства, а с другой — усложняет процедуру определения эффективности правительственного вмешательства в связи с тем, что, во-первых действия правительства запрограммированы не столько на экономический, сколько на социальный результат, во-вторых, цены, в которых измеряется результат правительственной деятельности, часто существенно отличаются от рыночных, в-третьих, результат правительственного влияния определяется не только действиями правительства, но и естественными факторами и рынком.
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Основные термины и понятия
Индекс экономической свободы. Индикативное планирование. Инструменты правительственного влияния на экономику. Максимальная черта правительственного вмешательства. Методы правительственного влияния на экономику: косвенные (экономические) и прямые (административные). Минимальная черта правительственного вмешательства. Модели правительственного влияния: адаптивная и проaктивная. Общедоступные и платные смешанные общественные блага. Общественные блага. Отказы рынка. Политика цен. Стимулирующие и ограничительные мероприятия правительства. Цели правительственного влияния на экономику. Частные блага. Чистые и смешанные общественные блага. Экономическая политика: фискальная, монетарная, внешнеэкономическая, социальная, антиинфляционная, антициклическая, антимонопольная, инвестиционная, экономического роста, амортизационная.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите факторы, обусловливающие необходимость правительственного влияния на экономику, и раскройте их содержание.
2. Чем обусловлены отрицательные (экстернальные) внешние эффекты в экономике и каким образом правительство может их регулировать?
3. Что означает термин "отказы рынка"? Раскройте структуру и содержание отказов рынка.
Глава 20. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
20.1. Объективные предпосылки и направления рыночной трансформации экономики Украины
20.2. Трансформация отношений собственности и формирование конкурентной среды как стратегический приоритет рыночных преобразований
20.3. Формирование инновационной модели развития национальной экономики
20.4. Трансформация денежно-кредитной и финансовой систем Украины
Этапы трансформации денежно-кредитной и финансовой систем Украины
20.5. Проблемы и перспективы интеграции отечественной экономики в глобальную экономическую среду
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Раздел IV. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА