Каждое домохозяйство использует свои доходы своеобразно с учетом их величины, состава семьи и наклонностей его членов. Тем не менее можно выделить основные направления расходования доходов, исходя из статистических данных.
2.1. Главные направления расходов населения
Номинальные доходы домохозяйств используются по трем основным направлениям:
1) индивидуальные налоги;
2) текущее потребление;
3) личное сбережение.
Что они собой представляют?
Индивидуальные налоги включают в себя подоходный налог с граждан, налоги на личное имущество, обязательные платежи в различные фонды социального страхования и обеспечения, в частности, в пенсионный фонд из индивидуальной зарплаты. Доля индивидуальных налогов в совокупном номинальном доходе населения США за 1941 —1988 гг. возросла с 3 до 15%. Что касается тяжести подоходного налогообложения в постсоветской Украине, то для ее характеристики достаточно заметить: вплоть до начала XXI в. необлагаемый налогом минимум составлял 17 грн. (меньше 4 дол.).
Расходы домохозяйств на текущее потребление обычно подразделяют на:
а) расходы на товары длительного пользования, срок службы которых превышает один год;
б) расходы на товары кратковременного пользования, срок службы которых не больше года;
в) расходы на потребительские услуги.
В США на текущее потребление в 1988 г. уходило 81 % совокупного номинального дохода населения. Детальная структура расходов на текущее потребление в США показана в табл. 7.5.
Таблица 7.5. Структура расходов США на личное потребление в 1988 г.*
Вид потребления | Сумма, млрд... дол. | % к итогу |
Товары длительного пользования | 450 | 14 |
автомобили и запчасти | 208 | 6 |
мебель и бытовое оборудование | 159 | 5 |
прочие | 83 | 3 |
Товары кратковременного пользования | 1047 | 32 |
продукты питания | 552 | 17 |
одежда и обувь | 186 | 6 |
бензин и смазочные материалы | 79 | 2 |
топливо, уголь | 17 | 1 |
прочие | 213 | 7 |
Услуги | 1729 | 54 |
жилье | 501 | 16 |
содержание жилья | 197 | 6 |
медицинское обслуживание | 404 | 13 |
Индивидуальные услуги, отдых и т. д. | 510 | 16 |
Расходы на личное потребление | 3226 | 100 |
* См.: Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — Т. 1. — С. 108.
Из таблицы видно, что на питание из совокупных текущих расходов направлялась примерно одна шестая часть их общей величины. В Украине же в 1998 г. на питание расходовалось около половины всех номинальных доходов среднего домохозяйства. Причем отмена централизованного субсидирования оплаты жилищно-коммунальных услуг привела к такому повышению тарифов на них, что на их покрытие не хватало обычной пенсии и минимальной зарплаты, которая, только с начала 1998 г. была поднята с 15 до 45 грн., не обеспечивая даже самых элементарных нужд людей (табл. 7.6).
Таблица 7.6. Структура денежных расходов домохозяйств в Украине в %
в среднем за месяц в расчете на одно домохозяйство*
Показатель | 1999 г. | 2000 г. |
Всего, грн. | 314,0 | 417,7 |
на продукты литания | 57,0 | 59,0 |
алкогольные напитки | 2,0 | 1,8 |
табачные изделия | 2,0 | 1,9 |
на непродовольственные товары, из них: | 16,3 | 14,3 |
одежда, ткани, обувь | 6,5 | 6,2 |
мебель, ковры, товары культурно-бытового назначения | 1,6 | 1,7 |
на услуги, из них: | 7,5 | 14,9 |
жилищно-коммунальные | 7,8 | 6,0 |
бытовые | 1,1 | 1,2 |
образования и дошкольного воспитания | 1,5 | 1,2 |
медицинские и санаторно-курортные | 3,3 | 1,6 |
транспорта и связи | 3,4 | 3,8 |
на личное подсобное хозяйство | 2,2 | 3,9 |
на другие | 3,0 | 4,2 |
* См.: Статистичний щорічник України за 2000 рік. — К.: Техніка, 2001. — С. 535.
Хотя с 1.01.1999 г. минимальную зарплату подняли до 74 грн., а с 1.07.2000 г. — до 118, это не обеспечило даже сохранения уровня жизни малоимущих, ибо в 2001 г. официальный прожиточный минимум составлял 311,3 грн. (по данным профсоюзов — около 800 грн.), тем более, что оплату жилищно-коммунальных услуг к этому времени довели до 100% их себестоимости.
Следует заметить, что расходы на товары кратковременного пользования менее подвержены колебаниям, чем расходы на потребительские услуги и товары длительного пользования. Это объясняется тем, что покупку продуктов краткосрочного Пользования (продовольствие, лекарства, одежда, обувь и др.) фактически трудно сколько-нибудь долго откладывать. Покупка же автомобилей, квартир, бытовой техники, предметов роскоши и услуг досуга может быть отсрочена. Поэтому в условиях экономического спада, прежде всего, снижается спрос на продукты длительного пользования и потребительские услуги.
То, что остается после уплаты индивидуальных налогов и расходов на текущее потребление, составляет личные сбережения. Часть их сохраняется в домохозяйствах в непосредственно ликвидной форме наличных денег. Эта часть тем больше, чем ниже доверие населения к финансовым структурам и государству. Другая часть поступает на банковские счета, вкладывается в страховые полисы [от итал. polizza — расписка], ценные бумаги и другие финансовые активы. В США на личные сбережения в 1988 г. приходилось 4% совокупных номинальных доходов населения. В Украине после инфляционной потери огромных сбережений, прежде всего в Сбербанке, а также краха финансовых пирамид доверие к трастовым и страховым компаниям, коммерческим и государственным заимствованиям оказалось подорванным. Поэтому многие прибегают к форме домашнего хранения наличных денег, в первую очередь инвалюты, что резко сужает внутренние источники капиталовложений.
К основным причинам личных сбережений относятся:
а) откладывание части доходов на "черный день" — на случай болезни, смерти и др.;
б) накопление средств на перспективные плановые расходы — на покупку дорогостоящих товаров, жилищное строительство, на жизнь после ухода на пенсию, на обучение детей и т. д.;
в) для спекуляции ценными бумагами — для игры на разнице курсов их покупки и продажи, когда продажа может принести приемлемый курсовой доход. У каждого домохозяйства мотивы сбережений могут быть разными; их может быть сразу несколько. Многое зависит от уровня жизни семей и их членов.
2.2. Различие в уровнях и образе жизни общественных сдоев
Глава 8. ФИРМЫ И ИХ ВИДЫ
§ 1. ПРЕДПРИЯТИЕ, ФИРМА, ИХ ПЛЮРАЛИЗМ
§ 2. ПРАВОВЫЕ ТИПЫ ФИРМ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
2.1. Единоличные владения
2.2. Партнерства
2.3. Корпорации
2.4. Венчурный бизнес
§ 3. ОЛИГОПОЛИИ, ИХ ПРЕДПОСЫЛКИ, ФОРМЫ И РОЛЬ