Принадлежность того или иного домохозяйства к определенному социальному слою выражается в том, чем оно владеет, каковы источники его доходов, какой уровень и образ жизни характерен для его членов. Уровень жизни фиксируется в целом ряде показателей дохода и потребления в расчете на человека. Образ жизни представляет собой устоявшиеся формы бытия, которые выражаются в видах деятельности, интересах и убеждениях конкретных людей. Он воссоздает всесторонний портрет человека в его взаимодействии с окружающей природной и социальной средой. Образ жизни во многом детерминируется экономической системой и принадлежностью человека к определенному общественному классу.
Американские социологи выделяют в США следующие общественные классы.
1. Высший высший класс (менее 1% населения) — элита общества, происходящая из именитых семей и живущая на наследуемое богатство. Они жертвуют
деньги на благотворительные цели, владеют более чем одним домом, посылают детей в частные школы, не привыкли выставлять свое богатство на показ, служат референтной [от лат. referens — сообщающий] группой для остальных классов. Его представители доминируют на рынке драгоценностей, антиквариата, домов, услуг по организации отдыха и путешествий.
2. Низший высший класс (около 2% населения) — лица свободных профессий или бизнесмены, получающие высокие доходы в силу своих исключительных способностей. Активны в общественных и гражданских делах, жаждут признания своего социального положения, демонстративно тратя средства, стремятся перейти в высший высший класс. Преобладают на рынке дорогих домов, яхт, плавательных бассейнов, автомобилей.
3. Высший средний класс (12% населения) — делающие карьеру лица свободных профессий, управляющие, бизнесмены. Они проявляют заботу об образовании, духовной жизни, культуре и гражданских делах, активны на рынке хороших домов, мебели, одежды и бытовых приборов.
4. Низший средний класс (30% населения) — служащие, мелкие предприниматели, инженеры, рабочая аристократия. Озабочены соблюдением норм и правил культуры, созданием себе ореола респектабельности. Рынок товара типа "сделай сам", хозяйственных принадлежностей, одежды строгого стиля.
5. Высший низший класс (35% населения) — мелкие служащие, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие. Озабочены проблемами четкого разделения ролей полов, укреплением своего положения в обществе. Рынок спортивных товаров, пива, товаров для домашнего хозяйства.
6. Низший низший класс (20% населения) — неквалифицированные рабочие, лица, живущие на пособия. Рынок пищевых продуктов, телевизоров, подержанных автомобилей.
Как видим, в США высший класс составляет около 3% населения, средний класс — примерно 42%, низший класс — 55%. При этом в низшем классе выделяются бедные, к которым относятся домохозяйства, члены которых живут за чертой малообеспеченности.
По официальному определению, в США в 1987 г. человек, получавший в год меньше 5778 дол., жил в бедности, в то время как средний годовой доход американца составлял около 35 тыс. дол. Распределение бедности среди различных расовых и возрастных групп в указанном году представлено в табл. 7.7.
Таблица 7.7. Распределение бедности в США, 1987 г.*
Группа населения | % живущих в бедности |
Все население | 13,5 |
Белые | 10,5 |
Негры | 33,1 |
Испаноязычное население | 28,2 |
Семьи, которые содержатся женщинами | 34,3 |
Дети до 18 лет | 20,0 |
Пожилые люди (от 65 лет и старше) | 12,2 |
*См.: Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т. 2. — С. 284.
Если в США уровень жизни весьма высок даже для низшего класса, а социальная структура населения достаточно устойчива, то в странах СНГ уровень жизни за годы постсоветских реформ резко упал, сопровождаясь стремительной имущественной дифференциацией общества. О том, насколько снизился уровень потребления в Украине в 80-90-е годы, свидетельствует табл. 7.8.
Таблица 7.8. Потребление продуктов питания в Украине (на душу населения
в год), кг*
Продукты питания | 1985 г. | 1990 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Мясо и мясопродукты | 66 | 68 | 39 | 33 | 35 | 33 | 33 | 33 |
Молоко и молочные продукты | 350 | 373 | 244 | 230 | 210 | 213 | 210 | 198 |
Яйца, штук | 276 | 272 | 171 | 161 | 151 | 154 | 163 | 164 |
Рыба и рыбопродукты | 18,5 | 17,5 | 3,6 | 4,3 | 5,0 | 5,9 | 7,2 | 8,3 |
Сахар | 46,5 | 50 | 32 | 33 | 31 | 32 | 33 | 37 |
Растительное масло | 10,6 | 11,6 | 8,2 | 8,6 | 8,4 | 8,2 | 8,9 | 9,3 |
Картофель | 139 | 131 | 124 | 128 | 134 | 129 | 122 | 135 |
Овощи и бахчевые | 124 | 102 | 97 | 92 | 91 | 94 | 96 | 101 |
Плоды, ягоды и виноград | 50 | 47 | 33 | 35 | 40 | 28 | 22 | 29 |
Хлебные продукты | 138 | 141 | 128 | 124 | 127 | 126 | 122 | 124 |
* См.: Статистичний щорічник України за 2000 рік. - К.: Техніка, 2001. - С. 422.
Имущественное расслоение в странах СНГ в процессе постсоветских реформ свелось к обогащению очень узкого класса так называемых новых русских и новых украинцев (названных не случайно "прихватизаторами") за счет разграбления остального населения и государственного достояния. В результате наряду с номенклатурной и криминальной буржуазией возник широчайший слой "новых бедных" — около 80% населения СНГ. Средний класс практически отсутствует.
ТЕСТЫ К ГЛАВЕ 7
1. Что фиксирует функционально-производственный аспект распределения:
а) распределение по видам доходов в зависимости от предоставляемых экономике ресурсов;
б) степень равенства (неравенства) в распределении доходов?
2. Какой вид дохода составляет основную часть национального дохода развитых стран:
а) прибыль корпораций;
б) рента;
в; ссудный процент;
г) доход от собственности;
д) зарплата?
3. Кто присваивает доход от собственности:
а) наемные работники;
б) корпорации;
в) владельцы недвижимости;
г) мелкие предприниматели, кооперативы и партнерства;
д) владельцы ссудного капитала?
4. Кто присваивает ренту:
а) наемные работники;
б) бизнесмены;
в) владельцы недвижимости;
г) кредиторы?
5. Чем в большей мере обусловлена классовая структура:
а) функционально-производственным распределением;
б) принципом социальной справедливости?
6. Какой аспект распределения доходов прямо выходит на проблему равенства:
а) функционально-производственный;
б) принцип социальной справедливости?
7. Чем графически иллюстрируется неравенство в распределении доходов:
а) биссектрисой;
б) кривой Лоренца;
в) площадью между биссектрисой и кривой Лоренца?
8. Какое неравенство в распределении является более несправедливым:
а) порожденное собственностью;
б) обусловленное различиями в способностях?
9. Какой вид неравенства можно ограничить:
а) в собственности и доходах;
б) в способностях?
10. На какие блага расходы больше подвержены колебаниям:
а) на продукты краткосрочного пользования;
б) на продукты долговременного пользования и услуги досуга?
§ 1. ПРЕДПРИЯТИЕ, ФИРМА, ИХ ПЛЮРАЛИЗМ
§ 2. ПРАВОВЫЕ ТИПЫ ФИРМ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
2.1. Единоличные владения
2.2. Партнерства
2.3. Корпорации
2.4. Венчурный бизнес
§ 3. ОЛИГОПОЛИИ, ИХ ПРЕДПОСЫЛКИ, ФОРМЫ И РОЛЬ
3.1. Предпосылки возникновения и атрибуты олигополии
3.2. Основные формы олигополии