Экономическая теория - Бутук А.И. - 3.3. Роль олигополии

Олигополии в состоянии собирать гораздо более значительную информацию, нежели субъекты немонополистического сектора, о рынках сбыта, источниках ресурсов (в том числе о конъюнктуре рынка труда) и технологических инноваций, а следовательно, могут на этой основе осуществлять кратко-, средне- и долгосрочное планирование своей хозяйственной деятельности посредством заключения контрактов. Контракты между фирмами-производителями, посредниками и потребителями, на основе которых происходит их экономическое взаимодействие, в частности поставки продукции, — наиболее оптимальное средство достижения относительной планомерности общественного воспроизводства. Директивная система с ее централизованным планированием и близко не подошла к такой планомерности, оставив нам в наследство вопиющие диспропорции (о некоторых из них будет сказано в дальнейшем). Монополии организуют рынок за счет хозяйственных договоров, планомерно формирующих горизонтальные связи между предприятиями. И в этом важное позитивное значение олигополии. Например, в конце 80-х годов, по разным оценкам, от 2/3 до 4/5 объема продаж на мировом рынке осуществлялось на базе хозяйственных договоров между контрагентами.

Однако это отнюдь не свидетельствует о том, что монополия ликвидировала свободную конкуренцию.

Во-первых, как отмечалось, сохраняется и достаточно успешно развивается мелкий бизнес, фирмы которого конкурируют между собой в свободной форме.

Во-вторых, мелкое и среднее предпринимательство активно конкурирует с олигополистическим капиталом, что отмечалось при характеристике венчурного бизнеса.

В-третьих, жесткая конкурентная борьба ведется (иногда и незаконными методами) между самими монополиями, как на национальном, так и на мировом рынке.

В-четвертых, не следует выпускать из виду также конкуренцию и внутри самих монополистических объединений, например, внутри концернов между различными группами акционеров за контрольный пакет акций.

Тем не менее, олигополии ограничивают конкуренцию, превращая ее в несовершенную и экономически реализуя свое доминирование путем присвоения монопольной прибыли. Она складывается из таких составляющих:

1) средней прибыли, получаемой олигополией, как и другими нормально хозяйствующими фирмами, в соответствии со средней нормой прибыли;

2) избыточной прибыли как превращенной формы избыточной прибавочной стоимости, которая возникает на базе научно-технического превосходства над немонополистическими предприятиями, не имеющими столь значительных финансовых ресурсов для вложения в НИОКР. Так, в Германии на долю 10 крупнейших концернов в середине 80-х годов приходилось 45% всех затрат на НИОКР, осуществленных фирмами этой страны, а в США на долю 100 крупнейших корпораций — 80% из общей величины;

3) монопольной сверхприбыли, образующейся в результате господства олигополии на рынке, которое позволяет в известных пределах диктовать цены, т. е. добиваться монопольно высоких цен на продукцию. Так, в США доля прибыли в цене фирм с активом более 1 млрд... дол. превышала ее удельный вес в цене продукции предприятий с активами не выше 5 млн дол.; в 60—80-е годы примерно в 2,2 раза.

Вместе с концентрацией и монополизацией промышленного капитала аналогичные процессы происходят и в сфере торговли, в банковском деле, следовательно, формируются торговые и банковские олигополии. Одновременно наблюдается их сращивание и образование в итоге финансового капитала. Финансовый капитал — это слившийся на базе монополизации промышленный, торговый и банковский капитал. Если период капитализма свободной конкуренции характеризовался обособленным функционированием промышленного, торгового и банковского капитала, то в условиях утверждения господства монополий происходит их сращивание в финансовый капитал, представленный финансовыми группами и олицетворенный финансовой олигархией. Основными путями их переплетения в финансовый капитал являются такие.

1. Система участия — взаимная скупка промышленными, торговыми и банковскими корпорациями акций друг друга, в результате чего владельцы их контрольных пакетов становятся также совладельцами акционерных обществ в иных сферах вложения капитала.

2. Личная уния (пересекающиеся директораты) — взаимное представительство в органах управления промышленных, торговых и банковских концернов их директоров, следствием чего становится более тесное взаимодействие этих компаний, реализующее их финансовое сращивание.

3. Управление крупными банковскими фирмами капиталом по доверенности тех владельцев, которые по каким-либо причинам сами не управляют своим имуществом. 100 крупнейших корпораций США в конце 80-х годов сосредоточивали в своих руках примерно 20% активов всех акционерных обществ этой страны (около 3 млн).

И на постсоветском пространстве формируются сегодня финансово-промышленные группы (ФПГ), превращающие ведомственный монополизм казенного строя в коммерческий, который может быть еще более опасным, если его не ограничивать. Е.Ф. Борисов дает достаточно полное описание этого явления финансового капитала и олигархии применительно к ряду стран. При этом он отмечает некоторые специфические черты ФПГ.

Во-первых, ФПГ объединяют в целостную совокупность предприятия, образующие звенья особенного (отраслевого) разделения труда. В них обычно тесно взаимодействуют промышленные фирмы, финансово-кредитные учреждения, торговые организации, научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. Это усиливает диверсификацию производства.

Во-вторых, серьезное отличие ФПГ от единоличного микрохозяйства заключается в том, что мезоинтеграция базируется на ином типе собственности, а именно на общем долевом присвоении средств и результатов производства. Здесь достигается высокий уровень обобществления имущества в формах многопрофильных концернов, хозяйственных ассоциаций, групп предприятий, объединившихся на основе рыночных форм консолидации (сращивания) пакетов акций и т. п.

В-третьих, в мезоэкономических системах сужается сфера рыночных отношений, типичная для взаимодействия мелких фирм и домохозяйств. Предприятия и организации, входящие в ФПГ, устанавливают между собой нерыночные, или квазирыночные (торговые лишь по форме), связи. Поэтому, расширение числа ФПГ ведет к сокращению рыночного пространства. Это обстоятельство не учитывается теми моделями, посредством которых обычно в Экономикс характеризуется конкуренция, монополия и олигополия1.

3.4. Модели конкуренции, монополии и олигополии
Глава 9. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ
§ 1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ
1.1. Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов
1.2. Характер государственного регулирования
§ 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
2.1. Формирование правовой базы
2.2. Ограничение монополизма
2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru