В современной экономике государству принадлежит огромное значение. Мы выясним, почему необходимо государственное вмешательство в хозяйственные процессы, к чему сводятся главные социально-экономические функции государства и как оно участвует в кругообороте ресурсов, продуктов и доходов. Рассмотрение данных проблем тем более важно, что вокруг них идет не только постоянная и оживленная дискуссия, но и жесткая идеологическая и политическая борьба.
§ 1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ
Прежде чем говорить о природе современных форм государственного участия в хозяйственных процессах, остановимся на необходимости самого этого участия. То, что государственное, невмешательство в экономическую жизнь приводит к нежелательным последствиям, лучше всего уяснить с позиций пяти фундаментальных вопросов, на которые должна отвечать любая экономическая система. Об этих вопросах уже шла речь в гл. 2.
1.1. Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов
Попытаемся разобраться более предметно в том, способна ли рыночная система сама по себе, т. е. без участия государства, находить оптимальные ответы на фундаментальные экономические вопросы? При этом рассмотрим каждый вопрос в отдельности.
1. Что производить? На данный вопрос чисто рыночная экономика отвечает просто: производится только то, что приносит прибыль. В свою очередь, прибыль обеспечивает лишь та продукция, выручка от реализации которой больше издержек на ее производство и сбыт.
Если реализация данного продукта обеспечивает его продавцу нормальную (среднюю) прибыль, то продукт будет вырабатываться и поставляться на рынок без заметных колебаний. Когда же товар обеспечивает сверхприбыль его поставщику (т. е. прибыль выше ее нормальной величины), тогда производство и сбыт указанного продукта начинают расширяться, привлекая в соответствующую отрасль дополнительные материальные и людские ресурсы до тех пор, пока цены на них не поднимутся настолько, что прибыль от их применения в производстве данного Продукта снова опустится до нормальной величины, а его выработка окажется на равновесном уровне. Коль скоро, наоборот, продажа конкретного продукта приносит прибыль ниже средней величины или даже вызывает убытки, то его поставки будут уменьшаться, соответственно сокращая производственное потребление необходимых для выработки этого товара вещественных и личных факторов производства, причем до тех пор, пока цены на них не снизятся настолько, что будут увеличивать прибыль от его выпуска до нормального уровня, при котором установится равновесный объем поставок данного продукта.
Механизм формирования так называемой нормальной прибыли на базе средней нормы прибыли будет описан во второй части курса. Здесь же следует отметить, что присвоение нормальной прибыли служит как бы индикатором [от лат. indicator — указатель] рыночного равновесия — равновесия спроса и предложения по поводу конкретного товара — равновесия, которое детерминируется его ценой и одновременно само определяет эту цену и объем производства, находящийся в зависимости от цен на необходимые для него объективные и субъективные факторы производства (цен, обусловленных соотношением спроса и предложения на каждый из них).
Таким образом, взаимодействие спроса и предложения, как на конечный продукт, так и на требующиеся для его создания ресурсы, играет решающую роль в определении прибыльности или убыточности тех или иных производств. Следовательно, именно этим детерминируется задача — что и в каком количестве выпускать. Поскольку носителем платежеспособной потребности (представителем спроса) является покупатель, то он обладает суверенитетом в определении того, какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворяет совокупные потребности. Суверенитет платежеспособных потребителей ограничивает свободу выбора производителей в деле установления структуры и объема поставок продукции, а также необходимых для ее выпуска ресурсов.
Вместе с тем механизм ответа на вопрос, что производить, эффективно действует только в условиях конкуренции. Ослабление конкуренции вследствие усиления монополистических тенденций подрывает гибкую реакцию предложения на изменяющийся спрос, что означает неадекватный ответ олигархического рынка на вопрос, какой набор товаров и услуг лучше соответствует сложившимся платежеспособным потребностям. Без государственного вмешательства в этот процесс невозможно наладить эффективное приспособление предложения к спросу. Вмешательства со стороны государства требует также и оптимизация структуры самого спроса, ибо на нее сильно влияет порождаемая рынком чрезмерная дифференциация доходов. К тому же рынок вообще не заинтересовывает в производстве так называемых общественных благ; их созданием занимается только государство.
2. Для кого производить? На этот вопрос чисто рыночная экономика отвечает без оглядки на мораль и справедливость: любой продукт распределяется между теми, кто желает и способен уплатить за него рыночную цену. Другими словами, возможностью получить всякий товар обладают только платежеспособные потребители. Остальных рынок не допускает к потреблению того, на покупку чего у них нет средств.
Как уже отмечалось в гл. 7, сама платежеспособность конкретных домохозяйств определяется тем, какими ресурсами они владеют и по каким ценам поставляют их на рынок, поскольку это формирует структуру и размеры их первичных денежных доходов. Расходуя эти доходы на доступные по цене товары и услуги, каждое домохозяйство получает их в свое потребление.
Столь беспощадный ответ рынка на вопрос, для кого производить, устраивает наиболее состоятельную и меркантильную часть населения, но оказывается весьма жестоким и болезненным для лиц, не получивших достаточного наследства и полноценного образования (квалификации) или не склонных к учету и эффективной реализации своих экономических интересов, а также для людей с невыраженными способностями, не говоря уже о многодетных и неполных семьях, сиротах, инвалидах и престарелых. Рынок и его законы обрекают эти категории населения на нищету. Частная благотворительность не способна ее устранить, хотя и может несколько сгладить. Только государственное вмешательство в распределение доходов в принципе может выровнять, хотя бы по доступу к основным благам, стартовые условия большинства людей.
Постсоветские реформы еще раз доказали, что устранение государства от участия в распределении наносит удар по интересам подавляющей части общества, а в конечном счете по обществу в целом. Это проявляется также в области технологии и организации производства.
3. Как производить? В условиях конкурентного рынка интересы максимизации прибыли заставляют фирмы минимизировать затраты на единицу продукции посредством приобретения наиболее дешевых ресурсов и оптимального их комбинирования на базе наиболее совершенных технологий и систем организации хозяйственной деятельности. Тут у предприятия обычно есть широкий выбор альтернатив по каждому ресурсу, пригодному для создания и сбыта продукции, как и по технологическим и организационным вариантам применения этих ресурсов. Верные решения или, наоборот, просчеты в этих вопросах существенно влияют на конкурентоспособность фирм, на их рыночное положение и его изменение в лучшую или худшую сторону.
Однако подрыв конкуренции ведет к ресурсному, технологическому и организационному консерватизму, поскольку максимизация прибыли в данных условиях может достигаться не за счет их оптимизации, а через монопольное обладание рыночной властью. Она выражается не только в контроле монополий над источниками ресурсов и за рынками сбыта, но также в скупке ими патентов [от лат. patens — открытый, явный] на результаты НИОКР и в приобретении лицензии [от лат. licentia — свобода, право] на их применение. Патенты и лицензии приобретаются олигополиями зачастую не для того, чтобы внедрять соответствующие новшества, а чтобы не допустить возможности их использования другими, т. е. в качестве превентивной [от лат. praevenio — опережаю, предупреждаю] меры по предотвращению усиления конкурентов.
Выходит, что без вмешательства государства в рыночную среду нельзя поддерживать конкуренцию и, следовательно, преодолевать застойные тенденции. Государство прежде всего через антимонопольное регулирование должно помогать рынку адекватно отвечать на вопрос, как производить.
4. Способна ли система адаптироваться? Конкуренция позволяет рыночной экономике быстро приспосабливаться к постоянным изменениям в спросе, в ресурсной базе, в технологии и организации хозяйственной деятельности. Угроза снижения прибыли, возникновения убытков и возможности банкротства вынуждает фирмы столь же постоянно обновлять номенклатуру продукции, переходить к использованию наиболее современных ресурсов и организационно-технических комбинаций их применения. Тут, по известному выражению А. Смита, как бы действует "невидимая рука", которая обеспечивает в данных вопросах тождество частных интересов предпринимателей, ориентированных на присвоение максимальной прибыли, с общественными интересами в удовлетворении меняющихся потребностей, в экономии ресурсов и в техническом прогрессе.
Но моно- и олигополии, моно- и олигопсонии снижают или даже нейтрализуют способность рыночной экономики к адаптации [от лат. adaptatio — прилаживание, приноровление]. Это обусловлено все тем же: имея возможность максимизировать прибыль за счет своей рыночной власти, они игнорируют те запросы, удовлетворение коих требует значительного риска и затрат, те ресурсы и технологии, какие являются достаточно капиталоемкими на стадии внедрения и предполагают значительную реструктуризацию. Для них "невидимая рука" А. Смита оказывается действительно невидимой, точнее, незамечаемой.
И тут лишь государственное вмешательство способно исправить ситуацию. Государство обязано не только препятствовать засилию олигополии посредством антимонопольного регулирования, но и оказывать поддержку фирмам-новаторам разными способами в освоении новой продукции, новых ресурсов и новых технологий.
5. Сколько использовать ресурсов? На данный вопрос чисто рыночное хозяйство отвечает тоже просто: спрос порождает предложение. Использование ресурсов определяется, с одной стороны, структурным соотношением совокупного спроса и совокупного предложения, а с другой — степенью монополизации национальной экономики. Хроническая и растущая безработица, недогрузка производственных мощностей во всех капиталистических странах наиболее наглядно свидетельствуют, что смешанная экономика, в которой доминируют рыночные отношения, не в состоянии задействовать все наличные материальные и трудовые ресурсы.
Такое положение можно изменить в позитивном направлении путем совершенствования государственного участия в экономике. Это в особенности касается сфер производства так называемых общественных и квазиобщественных [от лат. quasi — якобы, как будто] благ.
§ 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
2.1. Формирование правовой базы
2.2. Ограничение монополизма
2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
§ 3. КРУГООБОРОТ ЦЕННОСТЕЙ В ОТНОШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВА С ДОМОХОЗЯЙСТВАМИ И ФИРМАМИ
3.1. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
3.2. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность
Раздел IV ЗАТРАТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ