В Экономикс выделяют 4 типа рынков, или 4 модели рыночного механизма'.' Эти модели являются абстрактными, но их характеристике в некоторых учебниках уделяется большое внимание. Мы тут рассмотрим их лишь вкратце.
1. Чисто конкурентный рынок — рынок совершенной (свободной) конкуренции. Он теоретически характеризуется такими чертами:
а) очень большое число независимых продавцов и покупателей;
б) на них реализуется стандартизованная и однородная продукция, так что у покупателей отсутствует необходимость выбора моделей продукта, а у поставщиков — возможность неценовой конкуренции (соревнования по качеству, рекламе, стимулированию сбыта и т. д.);
в) отдельный поставщик находится во власти рынка, ибо не может влиять на общее предложение (имея слишком незначительную долю в его объеме), а следовательно, и на цену через маневрирование своими поставками (самостоятельное же снижение цены невыгодно, если не снизились индивидуальные затраты, т. к. оно уменьшает прибыль, не ослабляя конкуренцию);
г) на таком рынке существует свобода входа и выхода поставщиков, т. е. свободный перелив капитала. Подобная модель фактически отсутствует в реальности, хотя к ней в какой-то мере приближен рынок сельскохозяйственной продукции, а также рынки некоторых отраслей обслуживания и частично розничная торговля.
2. Чисто монопольный рынок. Он является прямой противоположностью предыдущего. Чистая, или абсолютная, монополия существует тогда, когда одна фирма выступает единственным поставщиком конкретного продукта, у которого нет близких заменителей. Поэтому у покупателя отсутствует выбор, а монополист может не утруждать себя рекламой, диктуя цены, поскольку вхождение на его рынок заблокировано экономическими, техническими, юридическими и иными барьерами. В какой-то степени к чисто монопольному рынку приближен рынок так называемых естественных монополий: электро-, газо-, водо- и теплоснабжение населенных пунктов, связь общего пользования, городской общественный транспорт и др., где чистая монополия технологически приемлема и экономически целесообразна, хотя практически не является абсолютной ввиду наличия возможности потребления продуктов-субститутов, пусть даже с худшими потребительскими свойствами.
3. Монополистическая конкуренция. Она существует при такой ситуации, когда относительно большое число производителей предлагает сходную, но неидентичную продукцию. Монопольно-конкурентный рынок отличается следующим:
а) каждая фирма контролирует на нем незначительную часть совокупного предложения и, значит, обладает ограниченными возможностями воздействия на цену, что сдерживает достижения сговора между ними;
б) вместе с тем реакцию других фирм на свое поведение она может не учитывать, ибо вырабатывает специфические продукты-субституты (по качеству, по используемым материалам, по дизайну, по обслуживанию в процессе ее сбыта, по размещению и доступности сбытовой сети для покупателей разных регионов, по упаковке, по рекламе, по торговым знакам и маркам). Это позволяет широко задействовать неценовую конкуренцию по названным направлениям индивидуальных характеристик продукции и условии ее реализации. Отсюда, и вступление в отрасль монополистической конкуренции не является проблематичным, хотя и порождает большие сложности, нежели при чистой конкуренции, потому что из дифференциации продукции вытекают необходимые монопольным конкурентам дополнительные затраты на рекламу и патентование.
4. Олигопольный рынок. Он характеризуется относительно малым числом фирм, которые господствуют в конкретной отрасли. Этот тип рынка занимает промежуточное положение по своим свойствам между чисто монопольным и монопольно-конкурентным рынками. Олигополии могут быть как дифференцированными, так и однородными по особенностям выпускаемой продукции. Основными причинами формирования олигопольных рынков выступают:
а) эффект масштаба, который состоит в снижении издержек на единицу продукции путем концентрации производства и связанных с ней, с одной стороны, возможностей внедрения капиталоемких нововведений, а с другой — экономией за счет значительных объемов закупок ресурсов по сравнительно низким ценам;
б) барьеры, обусловленные тем, что большие фирмы владеют патентами, контролируют источники сырья и имеют возможность осуществлять сравнительно крупные расходы на рекламу и маркетинг;
в) слияние фирм для достижения выше перечисленных преимуществ. Будучи взаимозависимыми, олигополисты учитывают не только затраты, научно-техническую политику своих конкурентов и спрос на их продукцию, но и ценовое поведение друг друга (если олигополия возникла по стандартизованной продукции).
В сущности, в последней модели мы имеем дело с несовершенной конкуренцией, когда, с одной стороны, нет уже полностью свободной борьбы между фирмами, а с другой — отсутствует и монополия, т. е. захват всего объема производства и продаж какого-либо вида продукции одной фирмой. Такая ситуация характерна для многих отраслей в большинстве стран, в том числе для СНГ, где 30—40% продукции обычно производится одним или двумя отраслевыми олигополистами. Можно выделить такие модели олигопольной конкуренции:
1) олигополия в базовых отраслях с идентичной продукцией и несколькими крупными предприятиями-изготовителями;
2) олигополия в отраслях с неидентичной продукцией и несколькими крупными фирмами-производителями товаров-субститутов.
Для измерения степени монополизации производства в отдельной отрасли используется показатель "доля четырех крупнейших фирм", который определяется в виде процента этих фирм в общем объеме производства соответствующей отрасли. Например, в 1987 г. в США около 1/5 продукции обрабатывающей промышленности производилось в отраслях с высокой степенью олигополизации, где этот показатель достигал 60%. О том, какие меры принимает государство для сдерживания монополистических проявлений, речь пойдет в следующей главе в контексте общей характеристики его экономической роли.
ТЕСТЫ К ГЛАВЕ 8
1. К какому типу относятся фирмы, которые владеют предприятиями, находящимися на одной стадии производства или обращения:
а) горизонтальному;
б) вертикальному;
в) конгломератам?
2. К какому типу относятся фирмы, которые владеют предприятиями, находящимися на технологически связанных стадиях производства и обращения:
а) горизонтальному;
б) вертикальному;
в) конгломератам?
3. К какому типу относятся фирмы, владеющие предприятиями, находящимися на технологически несвязанных стадиях производства и обращения:
а) горизонтальному;
б) вертикальному;
в) конгломератам?
4. Какой правовой тип фирм численно преобладает в развитых странах:
а) единоличные владения;
б) партнерства;
в) корпорации?
5. Какой правовой тип фирм доминирует по удельному весу в промышленности и оптовой торговле развитых государств:
а) единоличные владения;
б) партнерства;
в) корпорации?
6. Каким фирмам недоступны выгоды специализации управленческих функций:
а) единоличным владениям;
б) партнерствам;
в) корпорациям?
7. Что такое неограниченная ответственность:
а) ответственность как вложенным капиталом, так и личным имуществом;
б) ответственность личным имуществом за себя и за другого участника?
8. Что такое солидарная ответственность:
а) ответственность, как вложенным капиталом, так и личным имуществом;
б) ответственность личным имуществом за себя и за другого участника?
9. Что такое ограниченная ответственность:
а) ответственность только полученным доходом;
б) ответственность вложенным капиталом?
10. Для каких фирм характерна неограниченная и солидарная ответственность:
а) единоличных владений;
б) полных и коммандитных товариществ;
в) корпораций?
11. Для каких фирм характерна ограниченная ответственность:
а) единоличных владений;
б) партнерств;
в) корпораций?
12. Какие фирмы наиболее эффективны в вопросах привлечения денежных сбережений:
а) единоличные владения;
б) партнерства;
в) корпорации?
13. Что играет решающую роль в деле преобразования некорпорированных фирм в акционерные общества:
а) реальная потребность в дополнительном денежном капитале;
б) размеры фирмы?
14. Что играет решающую роль в вопросе финансирования венчурного бизнеса:
а) размер капитала рискового предпринимателя;
б) его деловая репутация?
15. Какова основа возникновения монополий:
а) развитие банковской системы;
б) распространение акционерного капитала;
в) появление капиталоемких технологий;
г) концентрация производства и капитала?
16. Какое понятие более точно отражает реалии господства на рынке:
а) монополия;
б) олигополия?
17. Какая форма монополии сводится к соглашению о разделе источников ресурсов и рынков сбыта:
а) картель;
б) синдикат;
в) трест;
г) концерн?
18. Какая форма монополии предполагает самостоятельность участников в производстве, но общую контору по сбыту:
а) картель;
б) синдикат;
в) трест;
г) концерн?
19. Какая форма монополии централизует производство и сбыт входящих предприятий:
а) картель;
б) синдикат;
в) трест;
г) концерн?
20. Какая форма монополии базируется на финансовом контроле головной фирмы над дочерними:
а) картель;
б) синдикат;
в) трест;
г) концерн?
21. Какая форма монополии сегодня наиболее распространена в развитых странах:
а) консорциум;
б) пул;
в) ринг;
г) картель;
д) синдикат;
е) трест;
ж) концерн?
22. Что такое финансовый капитал:
а) банковский капитал, вложенный в производство;
б) Монополистический промышленный капитал, слившийся с монополистическим банковским и торговым капиталом?
23. Что такое личная уния:
а) пересекающиеся директораты;
б) взаимные вложения капиталов?
24. Что такое система участия:
а) пересекающиеся директораты;
б) взаимные вложения капиталов?
25. Какова главная цель финансовой олигархии:
а) присвоение монопольной сверхприбыли;
б) достижение сбалансированности экономики?
26. Способен ли рынок сам по себе противодействовать монополизации:
а) частная собственность порождает конкуренцию и препятствует монополизму;
б) без вмешательства государства рынок захватывают олигополии?
§ 1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ
1.1. Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов
1.2. Характер государственного регулирования
§ 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
2.1. Формирование правовой базы
2.2. Ограничение монополизма
2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
§ 3. КРУГООБОРОТ ЦЕННОСТЕЙ В ОТНОШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВА С ДОМОХОЗЯЙСТВАМИ И ФИРМАМИ