АПК имеет достаточно разветвленную структуру. В него входят:
1) отрасли, обеспечивающие сельское хозяйство средствами производства и осуществляющие его техническое и научное обслуживание;
2) само сельское хозяйство, которое в общем плане подразделяется на растениеводство и животноводство. Оно составляет ядро АПК, но в нем в развитых странах занято всего лишь около 12% работников АПК;
3) отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье и доводящие сельскохозяйственную продукцию до потребителя.
Как изменялись аграрные отношения в развитых странах и чем они характеризуются в конце XX века?
4.1. Аграрный сектор развитых стран
С одной стороны, фермерские хозяйства, основанные на частной земельной собственности и личном труде фермерской семьи, продемонстрировали известную устойчивость в конкурентной борьбе с капиталистическими фермами, использующими наемный труд. Так, в этих странах лишь около 40% сельскохозяйственных ферм используют наемный труд (причем многие из них только сезонно), а арендуют землю примерно 40—50% фермеров. Частная собственность на землю — одна из причин устойчивости семейных ферм.
С другой стороны, это совсем не означает, что в сельском хозяйстве не наблюдается концентрации производства. Например, в США 14,5% всех ферм производит 73% сельскохозяйственной продукции, обладает 40% земли, 50% поголовья скота, 20% тракторного парка и осуществляет до 70% затрат на наемный труд. При этом за 1934—1992 гг. число ферм уменьшилось с 6770 до 1925 тыс. Из табл. 15.6 видно, что дифференциация в объемах годовых продаж и доходов фермеров США весьма значительна.
Таблица 15.6. Структура сельского хозяйства США, 1987 г.
Размер фермы по объему совокупных ежегодных продаж, дол. | Доля от общегочисла ферм, % | Доля совокупных фермерских доходов, % | Средний чистый фермерский доход на одну ферму, дол. | Средний доход на одну ферму
|
500 000 и более | 1,3 | 32,2 | 738 132 | 767 495 |
От 250 000 до 499 999 | 3,2 | 16,9 | 128 678 | 144 760 |
От 100 000 до 249 999 | 9,2 | 22,1 | 51 749 | 66 132 |
От 40 000 до 99 999 | 13,2 | 14,3 | 18 713 | 33 334 |
От 20 000 до 39 999 | 9,6 | 5,0 | 6 058 | 27 980 |
От 10 000 до 19 999 | 11,1 | 3,2 | 2 038 | 25 886 |
От 5 000 до 9 999 | 13,9 | 2,6 | 930 | 20 326 |
Менее 5 000 | 38,5 | 3,6 | -1 455 | 24 251 |
Итого | 100,0 | 100,0 | 21 545 | 43 037 |
Важную роль в обеспечении устойчивости развития сельского хозяйства и в частности семейных ферм играет аграрный протекционизм государства. В конце 80-х годов на эти цели в странах ОЭСР ежегодно расходовалось около 275 млрд... дол., т. е. около 0,5% их ВНП.
Государственное регулирование сельского хозяйства в развитых странах состоит не в принуждении сельскохозяйственных производителей к выполнению тех или иных директив государственных органов, как это практиковалось при казенной системе в нашей стране, а наоборот, в определенных обязательствах государства перед производителями и потребителями сельскохозяйственной продукции.
В программах поддержки цен и доходов государство в рыночной экономике берет на себя обязательства принять и оплатить всю сельскохозяйственную продукцию, которая будет предъявлена к продаже ему по определенным ценам любыми производителями, не обязанными, однако, реализовать ее государству. Ясно, что в таких условиях фермеры будут продавать свою продукцию в государственные запасы лишь тогда, когда не смогут найти покупателя по более высокой цене. Поэтому рыночные цены, как правило, выше государственных цен, которые составляют практически нижний предел цены, обеспечивающий минимальную рентабельность фермерских хозяйств, если их продукция соответствует стандартам.
Когда же рыночные цены существенно превышают государственные закупочные цены, государство начинает продавать свои запасы сельскохозяйственной продукции, увеличивая ее предложение на рынке и, следовательно, вызывая снижение рыночных цен в интересах потребителя. Таким образом, во-первых, обеспечивается зашита фермеров от чрезмерного снижения цен на их продукцию посредством государственных закупок, во-вторых, достигается защита потребителя от чрезмерного повышения цен на продовольствие путем государственной продажи запасов сельскохозяйственной продукции, а в-третьих, имеет место получение дохода государством за счет покупки сельскохозяйственной продукции по низким ценам в период ее перепроизводства и продажи данной продукции по относительно более высоким ценам в периоды недостаточного предложения.
Тем не менее, в США эта политика столкнулась с рядом проблем:
1) несмотря на то, что в 1933 г. законодательно предусмотрено сохранение ценового паритета между сельским хозяйством и другими секторами, за 1910 —1988 гг. ценовой разрыв почти удвоился, разумеется, не в пользу фермеров;
2) в виду правительственных закупок для поддержания цен государственные запасы, например, зерна достигли в конце 80-х годов почти объема годового урожая;
3) весьма обременительны для бюджета и сами расходы на сельскохозяйственную политику, которые в 1987 г. составили 17 млрд... дол.;
4) увеличился также разрыв между внутренними и мировыми ценами на сельскохозяйственную продукцию вследствие государственного стимулирования экспорта и ограничения импорта.
Однако, несмотря на эти проблемы, данная политика в целом отвечает национальным интересам тех стран, которые ее применяют, и во многом определяет их успехи в аграрном секторе.
Существенную роль в поддержании устойчивости фермерских хозяйств играет также Кооперация, которая получила широкое развитие в среде фермеров. Она, однако, редко носит производственный характер с точки зрения осуществления самого сельскохозяйственного производства и всегда является исключительно добровольной. Именно это и отличает кооперацию в развитых странах от нашей коллективизации, которая, как известно, происходила принудительно и проникала непосредственно в сам процесс сельскохозяйственного производства, так сказать, внутрь технологии растениеводства и животноводства. Мы не останавливаемся на том, что в ходе массовой коллективизации безвинно репрессированы миллионы крестьян и был организован массовый голод.
По сути, в развитых странах реализована та естественная модель кооперации в аграрном секторе, которую отстаивал А.В. Чаянов, ставший жертвой государственного террора именно за критику коллективизации. Он обосновал, что сам процесс выращивания растений и животных в основном должен происходить в рамках самостоятельных крестьянских хозяйств, которые обеспечивают наибольшую эффективность аграрного производства и наивысшую рачительность работников, являющихся одновременно полнокровными хозяевами фермы. Поэтому А.В. Чаянов, не отрицая возможности добровольного создания производственных сельскохозяйственных кооперативов (колхозов, сельскохозяйственных коммун, союзов совместной обработки земли и др.), в то же время полагал, что собственные интересы крестьян подталкивают их к кооперации не внутри сельскохозяйственного производства, а в сферах обслуживания сельского хозяйства, переработки и реализации его продукции.
В настоящее время в развитых странах фермеры добровольно объединяются в кооперативы в таких сферах:
а) снабжения своих хозяйств различными средствами производства (сельскохозяйственными машинами, минеральными удобрениями, средствами защиты растений, урожайными сортами культур, продуктивными породами животных и др.);
б) кредитования своих хозяйств на взаимных началах путем создания кредитных товариществ;
в) сбыта сельскохозяйственной продукции в условиях насыщения ею рынка;
г) переработки сельскохозяйственного сырья, производства продовольствия.
В США, например, через сбытовую кооперацию реализуется около 30% сельскохозяйственной продукции, в том числе 77% молока, 38% зерна и сои. По каналам снабженческой кооперации приобретается 20% товаров фермерского снабжения, в том числе 27% средств производства.
Во Франции доля кооперативов в переработке зерновых культур составляет 70%, в производстве молочных продуктов — 47, в виноделии — 59, в производстве кормов — 35, овощных консервов — 30%.
В Финляндии на долю кооперативов приходится 86% забоя скота и 90% реализации молока.
В странах общего рынка кооперативы участвуют (в разной степени) в производстве 60% конечной продовольственной продукции, включая производственное обслуживание и снабжение фермерских хозяйств, заготовку, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции.
В Нидерландах они осуществляют переработку и сбыт 80 — 85% молока, фруктов, овощей, примерно 60% зерна и сахарной свеклы, более 25% мяса птицы и свинины.
В Германии кооперативы перерабатывают 80% молока, 55% зерна и овощей, 25% говядины и свинины, поставляют сельским хозяйствам до 52—53% необходимых средств производства.
Особенно высок уровень развития сельскохозяйственной кооперации в Японии и Скандинавских странах. Она охватывает практически всех сельскохозяйственных товаропроизводителей. В Японии удельный вес кооперативов в сбыте зерна 95—100% (в том числе риса — 100%), картофеля, овощей, фруктов, молока — 93-95%, свинины, яиц и мяса птицы — 85 —90%, а в поставках средств сельскохозяйственного производства и снабжения сельского населения товарами народного потребления — соответственно 77 и 70%.
В Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии на кооперативы приходится свыше 70% сбыта сельскохозяйственной продукции и 55—60% поставок фермерам средств сельскохозяйственного производства; принадлежащие им предприятия производят около половины всей продукции пищевой промышленности.
Таким образом, в аграрных отношениях развитых стран взаимодействуют широкая частная инициатива крупных, средних и мелких фермеров, значительная государственная поддержка и заметное регулирование, а также масштабная добровольная кооперация сельхозпроизводителей. Это и позволило достичь им решения продовольственной проблемы, чего нельзя сказать о других странах, где и проживает подавляющая часть из тех двух миллиардов человек, калорийность питания которых ниже минимально необходимого уровня. С их позиций, конечно, трудно понять практикуемую, например, в США, выплату фермерам премий за сокращение посевных площадей под теми культурами, выращивание которых характеризуется значительным перепроизводством. Сегодня и в нашей стране значительная часть населения ведет полуголодное существование.
4.2. Столыпинская реформа, советский и постсоветский переломы в аграрных отношениях
Раздел VI КАПИТАЛ СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ
Глава 16. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТОВАРНОМ ОБРАЩЕНИИ
§ 1. ИЗДЕРЖКИ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ
§ 2. ТОРГОВАЯ ПРИБЫЛЬ
§ 3. ТОРГОВОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО И РЫНОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ ФИРМ
3.1. Виды торговых посредников
3.2. Выбор рыночной стратегии фирмы
§ 4. ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА