Проанализировав отношения наемного труда, промышленного капитала и земельной собственности, обратимся к сфере обращения. Функционирующий в ней торговый и ссудный капитал отличается целым рядом особенностей. Начнем с рассмотрения торгового капитала, который товарными отношениями связан с капиталом и трудом производственной сферы, с одной стороны, и потребителями — с другой.
Глава 16. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТОВАРНОМ ОБРАЩЕНИИ
Обращение товаров в условиях рынка является необходимой предпосылкой единичного и общественного воспроизводства. Задействованный там капитал опосредует движение ресурсов и продуктов, доставляя их от производителей к потребителям, в результате чего первые присваивают прибыль. Здесь мы выясним, каков механизм присвоения прибыли, каковы формы посреднической деятельности и что представляет собой такой важный ее атрибут, как маркетинг. Но, прежде всего, следует охарактеризовать издержки капитала в сфере товарного обращения.
§ 1. ИЗДЕРЖКИ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Товарное обращение, опосредующее движение благ от производства к потреблению, естественно, предполагает известные затраты. Они называются издержками обращения и подразделяются на две группы.
1. Дополнительные издержки производства в сфере товарного обращения: на упаковку, расфасовку, хранение и транспортировку товаров. Все названные расходы живого и овеществленного труда свойственны как производственному процессу, так и сфере торговли. Они увеличивают стоимость товаров, подвергаемых упаковке, расфасовке, хранению и транспортировке. Иными словами, они производят стоимость, адекватную общественно необходимым затратам труда на осуществление перечисленных функций. Следовательно, дополнительные издержки производства в сфере обращения обладают производительным содержанием, т. е. относятся к производительным видам труда, хотя частично осуществляются в сфере обращения. Именно поэтому их называют дополнительными издержками производства в сфере обращения. Они покрываются из той стоимости, которую добавляют к ранее заключенной в товарах стоимости.
Производительное содержание этих издержек и их участие в формировании стоимости товаров, подвергаемых названным операциям, обусловлены их специфичностью применительно к разным видам ресурсов и продуктов. Например, упаковка, хранение и транспортировка одноразовых шприцов и колбасы, как и любых других пар разных продуктов, требуют более или менее различающихся затрат и по используемым средствам, и по величине расходов на них. Поэтому дополнительные издержки производства в сфере товарного обращения добавляют к себестоимости разных видов продукции неодинаковые затраты, т. е. повышают стоимость различных товаров в разной степени соответственно их натуральной специфике.
2. Чистые издержки товарного обращения:
а) затраты на смену формы стоимости, т. е. на куплю-продажу в виде расходов живого и овеществленного труда, производимых торговыми работниками ("работниками прилавка");
б) затраты на маркетинг, который ускоряет смену формы стоимости (куплю-продажу) посредством изучения рынка и рекламы.
Они называются чистыми издержками обращения потому, что сами по себе не создают стоимости и, следовательно, носят непроизводительный характер. Их покрывают из части прибыли, содержащейся в цене производства тех товаров, которые благодаря им реализуются и поступают к потребителю. Именно в силу того, что перечисленные виды чистых издержек обращения обеспечивают доведение товаров до потребителей, создавая необходимые условия нормального протекания процесса общественного воспроизводства, производители этих товаров покрывают относящиеся к ним расходы из своей прибыли.
Чистые издержки товарного обращения практически не отличаются по своей форме, применяемым средствам и размеру от таковых для разных видов ресурсов и продуктов. Так, затраты на смену формы стоимости и маркетинг автомобилей и сигарет, как и любых других пар разных товаров, фактически одинаковы, ибо сводятся к одним и тем же операциям, хотя и применительно к различным объектам купли-продажи. Поэтому, например, оптовый торговец, продавая их розничному торговцу, уступит ему равный процент от розничной цены, чтобы самому не заниматься их реализацией конечному потребителю. Абсолютная величина таких скидок с розничной цены устанавливается неодинаковой относительно каждого вида товаров, поскольку их цены разные; но относительный их размер (процент по отношению к ценам) равен или близок у всех объектов купли-продажи, разумеется, при прочих равных условиях (в одно и то же время, в той же местности и одинаковой заинтересованности контрагентов в сделках).
Скидки производителя оптовому торговцу к его цене, как и скидки оптового торговца к цене розничного торговца, являются в обратном отношении надбавками: оптовый торговец добавляет определенный процент к цене производителя, а розничный торговец — к цене оптового посредника. Эти надбавки (скидки) должны, во-первых, покрыть издержки товарного обращения и, во-вторых, обеспечить присвоение торговой прибыли.
§ 2. ТОРГОВАЯ ПРИБЫЛЬ
§ 3. ТОРГОВОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО И РЫНОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ ФИРМ
3.1. Виды торговых посредников
3.2. Выбор рыночной стратегии фирмы
§ 4. ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА
Глава 17. ССУДНЫЙ КАПИТАЛ И ФОРМЫ КРЕДИТА
§ 1. ССУДНЫЙ КАПИТАЛ, ЕГО ИСТОЧНИКИ И РОЛЬ
§ 2. ДВИЖЕНИЕ И ДОХОДНОСТЬ ССУДНОГО КАПИТАЛА
§ 3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КРЕДИТА