Рассмотрев в разд. V—VII отношения собственников и совладельцев различных ресурсов, а также механизмы формирования их доходов, остановимся теперь на более конкретных вопросах хозяйственной деятельности: во-первых, на характеристике финансовой стороны деятельности отдельных экономических единиц, анализируя их активы и пассивы, прибыли и убытки сквозь призму установленной отчетности; во-вторых, на вопросах отношений и принципов управления фирмами в рыночных условиях. Начнем с выяснения основных параметров финансового состояния фирм.
Глава 22. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИНАНСОВ ФИРМЫ
Потребность выяснить рыночное положение фирмы, а значит, провести детальный анализ ее финансового состояния, существует всегда. Такой анализ нужен самой фирме, корректирующей свою стратегию, ее деловым партнерам, банкам и акционерам. Ведь рыночные взаимоотношения самостоятельных предприятий, целиком отвечающих за себя, сопряжены с немалым риском: крах одной фирмы может вызвать цепную реакцию банкротств и дезорганизовать целую отрасль. Поэтому открытость обобщающих данных о финансово-хозяйственном положении действующих на рынке агентов имеет особо важное значение. Эта открытость позволяет всем заинтересованным лицам составлять свое суждение о финансах предприятия, т. е. о том, как происходит образование, распределение и использование им различных фондов денежных средств.
§ 1. ОТЧЕТНОСТЬ ФИРМ И ЕЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ
Финансовое состояние фирмы фиксируется в ее отчетности. Отчетность же базируется на бухгалтерском учете.
1.1. Бухгалтерский учет
П. Самуэльсон в своем учебнике отмечает: "Наш век - это век машин. Но он является также и веком учета. Некоторые познания в области учета и отчетности стали первой необходимостью"*38. Фирмы ведут бухучет имущества и результатов деятельности в натуральном и стоимостном измерении путем непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения. Основными задачами бухучета являются:
*38: {Самуэльсон. П. Экономика: В 2 т. - Т. 1. - М.: МГП "Алгон": ВНИИСИ, 1992. - С. 86.}
1) обеспечение контроля за выполнением обязательств, наличием и движением имущества, использованием материальных и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормативами и сметами;
2) своевременное предупреждение негативных процессов в финансово-хозяйственной деятельности;
3) выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;
4) формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности, необходимой для руководства и использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, финансовыми, налоговыми, статистическими и банковскими учреждениями и другими субъектами.
В Украине каждая фирма самостоятельно: 1) устанавливает организационную форму бухучета и отчетности, исходя из ее вида и условий хозяйствования; 2) определяет его методы, базируясь на действующих общих или отраслевых формах и методах и придерживаясь единых методологических основ, утверждаемых соответствующими положениями правительства; 3) разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля хозяйственных операций; 4) устанавливает права работников на подпись документов; 5) выделяет на самостоятельный баланс свои филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения.
Фирма ведет бухучет имущества и результатов деятельности методом двойной записи хозяйственных операций в соответствии с планом счетов бухучета. При этом она обязана обеспечить:
а) неизменность на протяжении текущего года принятой методологии отражения хозяйственных операций и оценки имущества (об изменении методологии на следующий год должно быть указано в годовой отчетности);
б) полноту отражения за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации [от лат. inventarium — опись] имущества и обязательств;
в) правильность отнесения доходов и затрат по соответствующим периодам. Должностные лица, имеющие доступ к бухучету, несут ответственность за разглашение данных, относящихся к коммерческой тайне.
Запись в регистрах [от лат. registrum — список, перечень] бухучета проводится на основании первичных учетных документов, которые фиксируют факты осуществления хозяйственных операций и распоряжения (позволения) на их проведение. Первичные документы, в том числе на бумажных и машиносчитывающих носителях информации, должны иметь следующие обязательные реквизиты:
1) название документа (формы);
2) код фирмы;
3) дату и место составления;
4) содержание хозяйственной операции;
5) измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении;
6) должности лиц, ответственных за осуществление операции и правильность ее оформления, личная подпись осуществившего операцию.
Первичные документы должны составляться в момент осуществления операций (а если это невозможно, непосредственно после ее окончания). Ответственность за это несут лица, которые составили данные документы и подписали их. Информация, которая в них содержится и которая необходима для отражения в бухучете, накапливается и систематизируется в учетных регистрах, рекомендуемых Минфином. Первичные документы, учетные регистры и бухгалтерская отчетность хранятся в установленном порядке, за что отвечает главный бухгалтер.
Для обеспечения достоверности данных бухучета и отчетности фирмы проводят инвентаризацию имущества, средств и финансовых обязательств. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, которые подлежат инвентаризации во время каждой из них, определяются фирмой. При этом инвентаризация обязательно осуществляется в случаях:
а) передачи госимущества в аренду;
б) приватизации и акционирования госпредприятий;
в) ликвидации фирм;
г) составления годовой бухгалтерской отчетности (инвентаризация сооружений и другой недвижимости может осуществляться раз в 3 года);
д) изменения материально ответственных лиц на день приема-передачи дел;
е) стихийных бедствий и пожаров;
ж) установления фактов краж, злоупотреблений и порчи ценностей, а также по предписанию судебно-следственных органов.
Объективную оценку достоверности бухучета и отчетности обеспечивает аудит.
1.1. Бухгалтерский учет
1.2. Аудит
1.3. Основные компоненты отчетности фирмы
§ 2. БАЛАНС АКТИВОВ И ПАССИВОВ
2.1. Активы фирмы
2.2. Пассивы фирмы
§ 3. СЧЕТ ПРИБЫЛИ И УБЫТКОВ
§ 4. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ФИРМЫ И МЕХАНИЗМ БАНКРОТСТВА
Глава 23. ОБЩИЕ ПАРАМЕТРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ