Аудит — это проверка публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства с целью определения достоверности и полноты содержащейся в них информации, соответствия ее действующему законодательству и установленным нормативам. Закон Украины об аудиторской деятельности (от 22.04.1993 г.) определил, что ее услуги оказываются в форме аудиторских проверок (аудита) и Связанных с ними экспертиз, консультаций по вопросам бухучета, отчетности, налогообложения, анализа финансово-хозяйственной деятельности и других видов экономико-правового обеспечения предпринимательства. Аудит осуществляется лицами, уполномоченными субъектами хозяйствования на его проведение. Затраты по осуществлению аудита относятся на себестоимость продукции проверяемого субъекта, т. е. оплачивают аудиторские услуги те, кого проверяют.
Аудитором может быть гражданин, имеющий квалификационный сертификат о праве на занятие аудиторской деятельностью. Он вправе осуществлять ее индивидуально, создавать аудиторскую фирму и объединяться с другими аудиторами в союз. Для индивидуального занятия аудиторской деятельностью гражданин обязан на основании сертификата получить лицензию. Он сам не может заниматься иным предпринимательством , хотя вправе быть участником хозяйственных товариществ. Аудиторская фирма — организация, имеющая лицензию на право осуществления аудиторской деятельности и занимающаяся исключительно предоставлением аудиторских услуг. Такие фирмы создаются на базе любых форм собственности, но общий размер доли учредителей (участников), не являющихся аудиторами, в уставном фонде аудиторских фирм не может превышать 30%, а их руководителями вправе быть только аудиторы. К началу 2000 г. в Украине было зарегистрировано 2250 аудиторских фирм.
Аудиторское заключение — это официальный документ, заверенный подписью и печатью аудитора (аудиторской фирмы), который составляется по результатам проведения аудита и содержит вывод относительно достоверности отчетности, полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам бухучета финансово-хозяйственной деятельности. Аудиторские консультации оформляются справкой, а аудиторские экспертизы — экспертным актом.
Публичная бухгалтерская отчетность состоит из аудиторского заключения, баланса, отчета о прибылях и убытках, другой информации, не относящейся к коммерческой тайне и законодательно установленной к публикации. Аудиторское заключение должно основываться на анализе достаточного объема сведений относительно последствий финансово-хозяйственной деятельности, в Том числе на изучении бухучета и документов, составляющих коммерческую тайну. Пользователи бухгалтерской отчетности, т. е. уполномоченные представители государственной власти, собственники, учредители хозяйствующего субъекта, кредиторы, инвесторы и другие лица, заинтересованные в результатах его деятельности, вправе заказывать аудит и определять объемы и направления проверок в пределах своих полномочий.
Проведение аудита является обязательным для:
1) подтверждения достоверности и полноты годового баланса и отчетности хозяйствующих субъектов (кроме учреждений и организаций, полностью содержащихся за счет госбюджета и не занимающихся предпринимательством), а также субъектов с годовым оборотом не менее 200 минимальных зарплат;
2) проверки финансового состояния учредителей коммерческих банков, предприятий с иностранными инвестициями, акционерных обществ, холдингов, инвестиционных фондов, доверительных обществ и других финансовых посредников;
3) эмитентов ценных бумаг;
4) госпредприятий при сдаче в аренду целостных имущественных комплексов, приватизации, корпоратизации и при других изменениях формы владения;
5) возбуждения вопроса о неплатежеспособности или банкротстве. Ответственность за соблюдение порядка ведения бухучета, своевременное и полное
предоставление бухгалтерской отчетности пользователям и аудиторам лежит на руководителе хозяйствующего субъекта. Публичная бухгалтерская отчетность проверяется аудитором и может публиковаться в течение года, следующего за отчетным. Аудит не исключает проверок госорганами, уполномоченными законодательством.
Аудит проводится на базе договора между аудитором и заказчиком, в котором предусматривается;
предмет и сроки проверки;
объем аудиторских услуг;
размер и условия их оплаты;
ответственность сторон.
Исполнение аудитором договора определяется актом приема-сдачи аудиторского заключения, которое должно содержать подтверждение или аргументированный отказ от подтверждения достоверности, полноты и соответствия законодательству бухгалтерской отчетности заказчика. Аудитор вправе:
а) самостоятельно определять формы и методы аудита на базе законодательства, действующих норм и стандартов, а также условий договора с заказчиком;
б) получать необходимые документы, требующиеся для проверки и находящиеся у заказчика или третьих лиц;
в) истребовать нужные объяснения в письменной или устной форме от работников заказчика;
г) проверять наличие имущества, денег и других ценностей;
д) требовать от руководства заказчика контрольных осмотров, замеров выполненных работ, определения качества продукции, в отношении которых осуществляется проверка документов;
е) привлекать на договорных началах к проверкам специалистов различного профиля.
Аудиторы обязаны:
а) надлежащим образом выполнять профессиональные функции;
б) уведомлять заказчиков о выявленных в ходе аудита недостатках ведения бухучета и отчетности;
в) не разглашать коммерческую тайну и информацию, выявленную в ходе предоставления аудиторских услуг;
г) отвечать перед заказчиком за соблюдение условий договора;
д) ограничивать свою деятельность предоставлением аудиторских услуг. Запрещается проведение проверок аудитором:
1) имеющим прямые родственные отношения с руководством проверяемого субъекта;
2) преследующим личный материальный интерес по отношению к проверяемому субъекту;
3) являющимся членом руководства, учредителем и совладельцем проверяемого субъекта;
4) являющимся работником проверяемого субъекта;
5) выступающим работником совладельца дочернего предприятия, филиала или представительства проверяемого субъекта.
Размер материальной ответственности аудитора не превышает величины убытков заказчика, возникших по его вине.
В соответствии с упомянутым Законом создана Аудиторская палата Украины, которая формируется как независимый орган, функционирующий на базе самоуправления. Она образуется путем делегирования в ее состав пяти представителей от Профессиональной общественной организации аудиторов Украины (союза), а также по одному представителю от Минфина, Государственной налоговой службы, НБУ, Минстата, Минюста и отдельных специалистов от учебных, научных и других организаций. Ее члены подлежат ежегодной ротации.
Сертификация (определение квалификационной пригодности) аудиторов осуществляется Аудиторской палатой. Право на сертификат имеют граждане, получившие высшее образование, определенные знания по вопросам аудита и опыт работы не менее 3 лет подряд в должности аудитора, ревизора, бухгалтера, юриста, финансиста или экономиста. Претендента экзаменуют. Повторный экзамен возможен через год. Срок действия сертификата не превышает 5 лет. Лицензия (разрешение) на занятие аудиторской деятельностью также выдается этой Палатой: ходатайство о предоставлении подается аудитором (аудиторской фирмой) после регистрации в качестве субъекта предпринимательства. Срок лицензии тоже не превышает 5 лет. Утверждение норм и стандартов аудита является исключительным правом Аудиторской палаты. Она вправе вынести взыскание аудитору за ненадлежащее выполнение им профессиональных функций, а также лишить его сертификата и лицензии (или приостановить их на год).
Прекращение действия сертификата и лицензии осуществляется в случаях:
1) установления неоднократных фактов низкого качества аудита;
2) систематического или грубого нарушения законодательства, норм и стандартов аудита.
1.3. Основные компоненты отчетности фирмы
Системам отчетности компаний в каждой стране свойственны свои исторически сложившиеся особенности. При составлении отчетов фирмы в развитых странах обычно имеют достаточно большую степень свободы, так как обязательные требования затрагивают лишь наиболее существенные моменты, а такие вопросы, как объем и степень детализации отчета, включение в него специфической для данной фирмы информации, расчетов различных аналитических показателей, решаются по усмотрению составителей. Поэтому изучение отчетов всегда требует нешаблонного подхода. Проанализируем финансовое положение фирмы сквозь призму отчетности, принятой в США, ибо она отличается относительной простотой и практичностью.
В США типичный годовой отчет корпорации подразделяется на три основных раздела. Первый — отчет руководства, где кратко дается общее представление о деятельности и финансово-экономическом состоянии фирмы в истекшем году. Второй — обзор деловых операций; здесь суммируются главные за истекший год события и тенденции в развитии фирмы, формулируются ее задачи. Третий — финансовый отчет, где итоги деловых операций представлены в их конкретном денежном выражении, являет собой наиболее объемный и важный с точки зрения получения конкретных данных по рыночному положению фирмы раздел годового отчета. Здесь в табличной форме представлен детальный цифровой материал, позволяющий заинтересованным лицам и, в частности, специалистам-аудиторам проверить обоснованность заявлений руководства фирмы о состоянии ее дел и при необходимости сделать собственные выводы.
Один из важнейших элементов финансового отчета — баланс активов и пассивов (в нашей стране его называют бухгалтерским балансом). Он дает своего рода "моментальный" портрет финансового состояния фирмы, чем она обладает и каковы ее долги на определенную дату (обычно, на конец года). Другим существенным компонентом финансового отчета выступает счет прибылей и убытков, который в свою очередь дает картину функционирования компании в динамике, подводя к ее рыночным результатам. Для финансовых отчетов корпораций обязателен счет изменений в акционерном капитале. В нем раскрываются изменения в структуре собственности акционерного общества за отчетный год. Наконец, в финансовый отчет входит счёт поступления и расходования средств, который дает представление о потоках наличности на счетах фирмы. Каждый из перечисленных счетов, а также пояснения к нему обладают самостоятельной аналитической ценностью. Здесь мы остановимся только на балансе активов и пассивов, а также на счете прибыли и убытков, ибо это позволяет ознакомиться с главными категориями финансов фирмы сквозь призму различных статей этих документов.
2.1. Активы фирмы
2.2. Пассивы фирмы
§ 3. СЧЕТ ПРИБЫЛИ И УБЫТКОВ
§ 4. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ФИРМЫ И МЕХАНИЗМ БАНКРОТСТВА
Глава 23. ОБЩИЕ ПАРАМЕТРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ
§ 1. ВНУТРИФИРМЕННЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
§ 2. ПРИНЦИПЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
§ 3. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФИРМ
Часть третья МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИНСТИТУТЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ