При осуществлении той или иной дискретной фискальной политики возникают некоторые затруднения.
1. Временной разрыв (лаг). В ходе проведения фискальной политики, как и любого сознательного действия, существует проблема времени.
Применительно к фискальной политике она заключается в следующем:
а) временной лаг распознавания состоит в том, что после начала спада или инфляции неизбежен определенный промежуток времени, необходимый для осознания самого факта вступления экономики в соответствующую фазу цикла; он может быть более или менее продолжительным;
б) административная задержка связана с правовыми процедурами принятия решений о проведении того или иного курса фискальной политики компетентными органами. Особенно много времени в гражданском обществе уходит на обсуждения в подготовительных комиссиях и на дебаты в парламентах (если требуется их одобрение, в частности по налоговому законодательству). Иногда предлагаемые меры могут стать излишними и даже вредными: пока принимаются решения об их осуществлении, ситуация в экономике может измениться;
в) функциональное запаздывание обусловлено тем, что эффект от реализации принятых мер наступает в экономике не сразу, а с известным лагом, возможно даже тогда, когда они уже не нужны.
2. Политические обстоятельства. Экономический курс формируется на социальной арене и потому связан с политической борьбой социальных групп, движений и партий. Следовательно, цели стабилизации в фискальной политике оказываются деформированными различными социально-политическими влияниями, в том числе на почве лоббизма [от англ. lobby — кулуары], популизма и нередко подкупа.
Некоторые экономисты, имея ввиду воздействие на фискальную политику интересов предвыборной борьбы, даже выдвинули предположение о наличии деловых циклов, обусловленных политическими мотивами, т. е. тем, что политические деятели (находящиеся у власти) манипулируют фискальной политикой с целью добиться максимальной поддержки избирателей, несмотря на то, что фискальные решения могут дестабилизировать экономику в будущем. Для таких предположений есть достаточно оснований, по крайней мере, в практике поведения многих деятелей. Во всяком случае, по мнению ряда политологов, большинство избирателей определяют окончательно свое отношение к администрации примерно за год до выборов. Отсюда зачастую наблюдается стремление власть имущих сохранить свой статус такими методами, как предвыборное снижение налогов или увеличение госрасходов для привлечения голосов электората.
3. Внутренний эффект вытеснения. Он состоит в том, что определенные меры фискальной политики базируются на таком механизме, который ограничивает их же результативность. Например, с одной стороны, стимулирующая (дефицитная) фискальная политика, выраженная в увеличении госрасходов и снижении налогов, вызывает повышение процентной ставки и сдерживание инвестиций и покупок за счет заемных средств, т. е. сковывает экономическую активность, если бюджетный дефицит покрывается выпуском государственных ценных бумаг; с другой стороны, сдерживающая фискальная политика, реализуемая через уменьшение госрасходов и увеличение налогов, обусловливает падение процентной ставки и возрастание капиталовложений и спроса за счет кредита, коль скоро бюджетный излишек используется на выкуп ранее размещенных государственных ценных бумаг. Однако когда в первом случае дефицит покрывается не через государственный долг, а путем денежной эмиссии, а во втором случае — положительное сальдо бюджета используется не на погашение этого долга, а соответствующая ему денежная масса изымается из обращения, то тогда в обоих вариантах эффекта вытеснения нет (конечно, при отсутствии засилья монополий и наличии правопорядка).
Правда, при неглубоком спаде (касающемся не всех отраслей) стимулирующая фискальная политика (увеличение государственных расходов и уменьшение налогов) может привести к инфляции, следовательно, часть ее эффекта уйдет просто в рост цен, а не в расширение занятости и производства, поскольку почти полностью задействованные мощности не смогут сразу (без дополнительных капиталовложений) ответить на добавочный спрос соответствующим приростом предложения. Но при значительных спадах такого ценового эффекта вытеснения не наблюдается, разумеется, если нет предпосылок инфляции издержек, о которых речь шла в гл. 6.
4. Внешний эффект вытеснения. Он может возникать в связи с взаимосвязью национальной и мировой экономики. Так, с одной стороны, стимулирующая фискальная политика, если она ведет к росту процентной ставки, одновременно может вызвать приток в страну иностранного капитала, что порождает падение курса инвалюты, который поощряет импорт и ограничивает экспорт, т. е. понижает совокупный спрос на отечественную продукцию. С другой стороны, сдерживающая фискальная политика (коль скоро она сопровождается падением процентной ставки) одновременно приводит к оттоку капитала за рубеж и повышению курса инвалюты, что обусловливает стимулирование экспорта и сдерживание импорта, т. е. расширение деловой активности в стране за счет чистого экспорта. Вместе с тем внешний эффект вытеснения фискальной политики можно нейтрализовать посредством стабилизации процентной ставки как способами покрытия бюджетного дефицита и использования бюджетного излишка (когда они возникают), так и методами кредитно-денежной политики, о которых будет сказано в гл. 27.
Охарактеризуем еще некоторые вопросы бюджетного дефицита и государственного долга.
Глава 27. ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
§ 1. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
§ 2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР
§ 3. МЕТОДЫ И ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
Раздел XI РЕГУЛЯТОРЫ ГЛАВНЫХ ВНУТРЕННИХ РЫНКОВ
Глава 28. РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ И БЕЗРАБОТИЦА
§1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА