Экономическая теория - Бутук А.И. - 2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных

Социальный капитализм в противовес индивидуалистическому предполагает систему социальной защищенности человека, в том числе и безработного:

1) наличие фондов поддержания занятости, образующихся из взносов работодателей; бюджетных средств, формирующих 10 — 20% данных фондов; взносов самих наемных работников в размере от 0,5 до 2% их заработной платы в виде страхования от безработицы;

2) функционирование биржи труда, которая: а) собирает информацию о вакансиях, предоставляемую в обязательном порядке под угрозой судебного и административного наказания всеми работодателями; б) распространяет данную информацию среди ищущих работу; в) подбирает подходящую работу тем, кто обращается на биржу труда; г) организует переподготовку и повышение квалификации безработных, которым не удается найти подходящую работу; д) направляет безработных на оплачиваемые общественные работы; е) выплачивает пособия по безработице в течение законодательно установленного периода;

3) разработка и реализация программ занятости, предусматривающих мероприятия по снижению безработицы, в частности путем формирования системы подготовки кадров, учитывающей тенденцию в изменении структуры народного хозяйства.

В связи с переходом к рынку в 1991 г. начало формироваться законодательство о занятости населения и защите безработных.

Украинский Закон о занятости населения относит к безработным трудоспособных граждан, которые по независящим от них причинам не имеют заработка из-за отсутствия подходящей работы, действительно ищут ее и зарегистрированы в государственной службе занятости. При этом подходящей работой по этому Закону считается та, которая соответствует образованию, профессии (специальности) и квалификации работника, а также предоставлена в той местности, где он проживает (при условии оплаты не ниже той, какую работник имел по предыдущему месту работы с учетом средней заработной платы по данной специальности). Для тех, кто впервые ищет работу, подходящей считается та, которая не требует предварительной подготовки.

По данному Закону государство гарантирует трудоспособному гражданину:

а) добровольный выбор вида деятельности;

б) защиту от необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного увольнения;

в) бесплатное содействие в поиске работы;

г) возмещение материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность;

д) выплат выходного пособия и сохранения средней заработной платы в течение определенного времени работнику, потерявшему работу;

е) бесплатное обучение и переподготовку безработного с выплатой стипендии;

ж) выплату безработным пособий по безработице и материальной помощи иждивенцам;

з) включение в общий трудовой стаж периода обучения, переподготовки, выполнения оплачиваемых общественных работ и получения пособий по безработице;

и) предоставление работы по специальности на период не менее 3-х лет выпускникам государственных учебных заведений, ранее заявленным предприятиям, учреждениям и организациям;

к) публикацию информации о спросе и предложении рабочей силы, а также об условиях ее переподготовки.

Одним из институтов реализации названных гарантий должны стать координационные комитеты содействия занятости, формируемые на паритетных началах из представителей профсоюзов, государственных органов и работодателей. Но, видимо, более существенное значение в реализации этих гарантий будет иметь государственная служба занятости, руководимая министерством труда и исполкомами местной власти. Ее деятельность финансируется из государственного фонда содействия занятости, который создается на республиканском и местных уровнях за счет:

а) ассигнований в размере не менее 3% объемов республиканского и местных бюджетов;

б) обязательных взносов работодателей, осуществляющих коммерческую деятельность;

в) средств, получаемых государственной службой занятости от предоставленных ею услуг;

г) добровольных взносов различных жертвователей.

Кроме государственной службы занятости на основе лицензии, т. е. специального разрешения, допускается создание коммерческих бюро, агентов и бирж, решающих проблему занятости за счет средств клиентов.

В соответствии с рассматриваемым Законом предприниматели, осуществляющие свою хозяйственную деятельность на любых формах владения, обязаны:

1) участвовать в реализации государственной политики занятости на законодательной базе;

2) осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

3) обеспечивать трудоустройство лиц, нуждающихся в социальной защите, в соответствии с квотами местных властей;

4) ежемесячно информировать государственную службу занятости о наличии свободных рабочих мест, в 3-дневный срок — о принятии и увольнении работников, за 2 месяца — до осуществления мероприятий, влекущих высвобождение работников, и за 6 месяцев — о реорганизации и ликвидации предприятия, вследствие которого изменяется занятость. При этом за нарушение данных требований с работодателя (предприятия) взимается штраф в размере годовой заработной платы работника, по поводу которого допущено отступление от законодательства.

Для лиц, зарегистрированных в государственной службе занятости в качестве безработных, местные советы организуют вместе с государственной службой занятости проведение оплачиваемых общественных работ на коммунальных предприятиях, т. е. предприятиях, основанных на муниципальной собственности (и на других предприятиях, но по согласованию с ними), заключая с безработными договор об этом на срок до 2 месяцев с правом его продления по соглашению сторон. Их работа оплачивается за фактически выполненный объем, но не менее минимальной заработной платы. Финансируются общественные работы из местных бюджетов, государственного фонда содействия занятости и из средств предприятий, где эти работы осуществляются.

При невозможности по каким-либо объективным причинам найти безработному подходящую работу государственная служба занятости направляет его на подготовку, переподготовку или повышение квалификации в учебные заведения и хозяйственные звенья всех форм владения согласно договорам с ними, а также в собственные учебные заведения. Расходы предприятий на переподготовку и повышение квалификации рабочей силы изымаются из налогообложения, дабы повысить заинтересованность их в осуществлении связанных с этим мероприятий. Гражданам, зарегистрированным в государственной службе занятости и ищущим работу, в период подготовки и переподготовки выплачивается стипендия в размере 50% (если у них нет иждивенцев) и 75% (если у них есть иждивенцы) их средней заработной платы по последнему месту работы, но не ниже минимальной заработной платы.

Рассматриваемый Закон после его принятия претерпел ряд изменений, которые отнюдь не усилили социальной защиты безработных. При этом несомненно, что стратегическим средством борьбы с безработицей и главным путем защиты безработных выступает развитие отечественного производства и повышение его конкурентоспособности. Огромные резервы повышения уровня занятости кроются также в сокращении длительности рабочей недели (во Франции, например, она не превышает 35 часов) и увеличении продолжительности отпусков, наряду с ускоренным расширением занятости в нематериальной сфере: здравоохранении, физической культуре, туризме, науке, образовании, культуре и искусстве прежде всего за счет бюджетной поддержки. В любом из направлений необходимо соблюдать меру и проявлять гибкость, дабы не допустить инфляции спроса.

2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции
Глава 29. РЫНОЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРООБОРОТА
§ 1. АУКЦИОНЫ И ЯРМАРКИ
1.1. Аукционы
1.2. Ярмарки
§ 2. ТОВАРНЫЕ БИРЖИ
2.1. Возникновение и развитие товарных бирж
2.2. Виды сделок на товарной бирже
2.3. Функционирование товарных бирж
Глава 30. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ФОНДОВОГО РЫНКА И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru