Германия является единственной страной, действующие нормы которой о прослушивании телефонных разговоров были одобрены Европейским судом по правам человека. Основные положения этих норм имеют конституционную природу. До введения Дополнения О-10 ст. 10 Германского Основного Закона воспринималась как гарантия абсолютной неприкосновенности телефонных разговоров и почтовых отправлений. До 1968 г. Германские службы безопасности и органы криминального расследования не имели законных оснований для перехвата телефонных разговоров. Однако в связи с разгулом терроризма в середине 60-х годов Бундестаг принял решение дополнить Конституцию и перечислить обстоятельства, при которых органы национальной безопасности и другие спецслужбы получили возможность перехватывать телефонные разговоры и почтовые отправления.
24 июня 1968 г. Бундестаг принял поправку к ст. 10 Основного Закона, где, в частности, отмечается: "Право (на неприкосновенность) корреспонденции может быть ограничено на основании закона... Судебные иски (при применении секретных мер для защиты национальных интересов) должны заменяться рассмотрением дел в органах, назначенных парламентом". Результатом второй части Дополнения было создание Комитета в-10 своеобразной высшей надзорной комиссии, единственной обязанностью которой было обеспечение соблюдения норм Конституции и соответствующего закона при тайном перехвате личных сообщений. В соответствии с требованиями этой поправки Бундестаг принял закон от 13 августа 1968 г. об ограничении конфиденциальности почтовых и электронных отправлений; этот закон описывает правила, которым должны следовать германские власти при установлении прослушивания телефонных разговоров и просмотра почтовых отправлений.
Закон начинается декларацией целей: "защитить от надвигающихся угроз свободу и демократический порядок, целостность и безопасность Федерации и составляющих ее земель" (ст. 1.1). Ст. 2.1 четко определяет, какие предполагаемые преступления оправдывают прослушивание телефонов:
o преступления против мира и государственная измена;
o подрыв демократического строя и законности;
o шпионаж или угроза международной безопасности;
o преступления против национальной обороноспособности;
o преступления против войск НАТО в Германии или войск трех союзных государств в Западном Берлине;
o преступления, учтенные в разделе 129 а Уголовного кодекса (убийство, геноцид, похищение людей с целью выкупа, захват заложников, уничтожение имущества путем поджога или взрывов в транспортных сред-ствах и отравление);
o преступления, учтенные в разделе 92.1 (8) Акта об иностранцах (секретная организация и деятельность групп, состоящих в основном из иностранцев, имеется в виду деятельность, которая, будучи открытой, была бы запрещена).
Свидетельства, полученные посредством перехвата, "допустимы только в тех случаях, когда другие способы установления фактов невозможны или чрезмерно усложнены" (ст. 2.2). Более того, ордер на перехват может быть выдан только по отношению к тем лицам, которые, согласно установленным фактам, "получают или передают расследуемую информацию с целью выйти из-под подозрения" (ст. 2.2). Ст. 3 отмечает, что перехват информации также допустим в случае подозрения о возможности вооруженного нападения на Германию. Однако, если вышеуказанное условие неприменимо, то собранные свидетельства не могут использоваться "во вред лицам, бывшим под наблюдением" (ст. 3.2).
Процедуры, установленные законом от 1968 г. также очень точны. Перехват разрешен только после внесения запроса Федеральным бюро по защите конституции, властями Земель, ответственными за защиту конституции, военной контрразведкой в делах, касающихся Вооруженных сил, и Федеральной информационной службой в делах против неё. Закон гласит, что запрос должен быть внесен в письменной форме, объяснять причины, оправдывающие надзор и определять его длительность; этот запрос передается высшим властям Земель или министру, назначенному Канцлером. Более того, запрос должен "содержать доказательства того, что другими методами нужную информацию добыть невозможно или чрезмерно сложно" (ст. 4.3). После подачи запроса власти Земель или Федеральный министр могут выдать ордер, разрешающий прослушивание. Ордер выдаётся на срок не более трех месяцев, и в нем указывается имя лица, чьи разговоры разрешено прослушивать.
Главной гарантией надзора является создание Комитета в-10. Комитет, возглавляется лицом, имеющим право занимать судебные должности, и включает в себя двух экспертов. Члены Комитета назначаются парламентской комиссией, состоящей из пяти депутатов нижней палаты Парламента с обязательным представительством оппозиции. Важно также то, что Министр ежемесячно информирует Комитет обо всех разрешенных им ограничительных мерах до того, как их начинают применять. Комитет имеет право отменить приказ Министра, после чего перехват немедленно прекращается, если, по причине срочности, он был начат до получения разрешения. Наконец, граждане имеют право подать жалобу в Комитет, если они считают, что их разговоры прослушиваются незаконно. Решения Комитета не подлежат обжалованию в суде. Согласно ст. 9 закона назначенный министр обязан раз в два года докладывать парламентской группе об общей ситуации с применением этого закона. Комитет в-10 имеет юрисдикцию над всеми частями разведки, а также полицией всех земель Германии.
После окончания прослушивания, согласно статье 5.5, "сторона, чей телефон прослушивался, должна быть уведомлена о факте прослушивания, если это не ставит под угрозу цепь расследования". А ст. 7.4 обязует уничтожать всю ненужную в дальнейшем документацию. Уничтожение документации должно быть подтверждено письменным актом.
Как упоминалось выше, Европейский суд по правам человека признал, рассмотрев дело Класса, что немецкий закон удовлетворяет требованиям ст. 8 (2) Конвенции. Немецкий закон действительно имеет основу в национальном законодательстве, доступен и понятен, в том смысле, как этого требует Суд. Что касается качества закона, то в нем четко определены предполагаемые преступления, при которых разрешается прослушивание телефонных разговоров. Законоприменительная практика ограничена сбором вспомогательной информации о преступлении, когда уже известны другие факты или когда сбор информации иным образом невозможен или труден. Существуют четкие правила подачи письменного запроса на применение прослушивания, указана его максимальная продолжительность и четко описаны правила уничтожения тайно собранных материалов. Суд отметил, что ордер не выдается судебными инстанциями, но признал, что наличие надзора Комитета С-10 обеспечивает надежную замену судебного контроля. Обзор прецедентов Суда относительно норм "качества закона" показывает, что недостает только мер предосторожности в отношении обмена собранной информацией между государственными органами и определения процедуры составления итоговых докладов касательно собранной информации. Однако эти требования к качеству закона были выработаны после рассмотрения дела Класса и к оценке немецкого закона отношения не имеют.
Наконец, как гласит ст. 1 закона, всю процедуру можно применять только как "необходимую для демократического общества", и Суд определил в деле Класса, что это включает защиту демократических институтов и национальной безопасности.
Возможности контроля
Практика
12.7. Огляд законодавства Європейських країн про прослуховування телефонних розмов (Франція)
12.8. Огляд законодавства Європейських країн про прослуховування телефонних розмов (Швейцарія)
12.9. Огляд законодавства Європейських країн про прослуховування телефонних розмов (Швеція)
12.10. Огляд законодавства Європейських країн про прослуховування телефонних розмов (Польща)
12.11. Огляд законодавства Європейських країн про прослуховування телефонних розмов (Угорщина)
12.12. Огляд законодавства Європейських країн про прослуховування телефонних розмов (Російська Федерація)
12.13. Огляд законодавства Європейських країн про прослуховування телефонних розмов (Румунія)