После того, как Европейский суд по правам человека нашел, что французские нормы нарушают Конвенцию, французский парламент принял Закон № 91-646 от 10 июля 1991 г. о неприкосновенности корреспонденции, передаваемой средствами телекоммуникаций. Закон начинается утверждением, что "неприкосновенность корреспонденции, передаваемой по телекоммуникациям, должна гарантироваться законом", за исключением случаев, упомянутых в ст.1 указанного закона. Затем закон описывает двухстороннюю систему установления прослушивания телефонных разговоров.
В разделе I сказано, что прослушивание телефонных разговоров ведется по указанию судебной власти в ходе криминального расследования. Эта процедура описана как дополнение к Книге 1 Уголовного кодекса. Закон указывает, что только в криминальных расследованиях таких преступлений, по которым наказание состоит в тюремном заключении на срок два года и более, "судья, ответственный за расследование, имеет право, в случае необходимости, разрешить прослушивание и запись телекоммуникационных сообщений".
Эта операция контролируется судьей или подчиненными ему офицерами судебной полиции. Решение судьи выносится в письменной форме и не подлежит обжалованию (ст. 2.100). В его решении должна указываться конкретная линия, которая будет прослушиваться, вид предполагаемого преступления и максимальная длительность прослушивания, которая не может превышать четырех месяцев (статьи 100-1 и 100-2). Дополнительные гарантии против злоупотреблений включают в себя требования записи разговоров на электронных носителях по минутам и хранение записей на бумаге в запечатанном виде. Судья, ведущий расследование, или подчиненные ему офицеры судебной полиции должны переписать необходимые для дела записи на бумагу, после чего электронные носители подлежат уничтожению (статьи 100-5 и 100-6). Наконец, запрещено прослушивать телефоны в жилищах или служебных помещениях адвокатов, если об этом не будет извещен президент Ассоциации юристов Франции (ст. 100-7).
В отличие от норм, действующих во время рассмотрения Европейским судом дел Ювига и Крюслсна, этот закон как будто удовлетворяет требованиям Суда. Прежняя процедура была признана Судом доступной и понятной, так что новая процедура тем более удовлетворяет этим требованиям. В делах Ювига и Крюслена Суд признал приемлемым во французском законе право судьи, ведущего расследование, принимать решения по выдаче ордеров на прослушивание телефонных разговоров, и эта практика действует и доныне. Новый закон, однако, исправил недостатки прежней процедуры. Ситуации, в которых разрешено прослушивание телефонных разговоров, определены, быть может, не так четко, как в немецком законе, но они "предсказуемы" (возможно, с помощью адвоката), что требовалось в решении Суда. Ордер теперь должен включать данные о лице, над которым устанавливается наблюдение, и о преступлении, в котором лицо подозревается. Был введен и предельный срок прослушивания, равно как и уточнена процедура составления итогового доклада. Были предприняты меры для обеспечения секретности полученных материалов, указаны обстоятельства, при которых полученная информация уничтожается. Ясно, что эта сторона французской законоприме-нительной практики даже превосходит требования, установленные Судом.
В разделе II Закона рассматривается перехват информации с целью обеспечения национальной безопасности. "В качестве исключения, - гласит начало ст. 3, - телекоммуникации могут прослушиваться: с целью сбора информации, имеющей ценность для национальной безопасности, информационной защиты научного и экономического потенциала Франции, предотвращения терроризма, организованной преступности и правонарушений, а также создания и деятельности частной милиции и групп боевиков".
При таких обстоятельствах министр обороны, министр внутренних дел и министр таможенной службы должны обратиться к премьер-министру с письменным запросом, содержащим основания для прослушивания. Только премьер-министр или два его специально назначенных помощника могут разрешить прослушивание телефонных разговоров, причем это разрешение должно выдаваться в письменной форме и содержать основания для прослушивания (ст. 4). С тем, чтобы оградить этот процесс от возможных злоупотреблений, на действия премьер-министра налагается ряд ограничений. Во-первых, премьер-министр обязан ежегодно планировать "максимальное число одновременных прослушиваний и разделить это число на квоты для отдельных министров" (ст. 5). Он может разрешить прослушивание телефонных разговоров только на срок до четырех месяцев (ст. 6). На бумагу информация может переноситься только в случаях, относящихся к угрозе национальной безопасности, перечисленных в ст. 3 (ст. 7). Записи на электронном носителе должны уничтожаться в течение шести дней после того, как была произведена запись (ст. 9). И, наконец, записи на бумаге "должны быть уничтожены после того, как в них уже нет необходимости" (ст. 12).
Более того, закон требует организовать Комиссию по контролю за телефонным прослушиванием в интересах национальной безопасности (ст. 13). Подобно Комитету в-10 в Германии, Комиссия является независимым административным органом, возглавляемая лицом, которое назначается Президентом из списка кандидатов, составленного вице-президентом и председателем Верховного Суда. Один заместитель главы Комиссии назначается Президентом Национальной ассамблеи, а другой - Президентом сената. Членам правительства запрещено присутствовать на заседаниях Комиссии. Согласно ст. 14 этого закона, председатель Комиссии должен быть извещен премьер-министром за 48 часов до начала прослушивания в интересах национальной безопасности, как было объяснено выше. В случае, если председатель сомневается в законности постановления премьер-министра, он собирает Комиссию, которая имеет право отменить распоряжение и прекратить прослушивание. Всегда, если Комиссия (по собственному решению или по жалобе лица, чьи разговоры прослушиваются) полагает, что прослушивание противоречит закону, она должна безотлагательно информировать об этом прокурора (ст. 7). Наконец, Комиссия должна публиковать ежегодный доклад о деятельности премьер-министра по таким делам за предыдущий год.
Хотя процедура расследования уголовных преступлений с помощью прослушивания телефонных разговоров, несомненно, соответствует требованиям суда по правам человека, нормы, связанные с прослушиванием в интересах национальной безопасности, пожалуй, не удовлетворяют этим требованиям. Действительно, прослушивание производится на основании национального закона, доступного и понятного. Дан исчерпывающий перечень преступлений, при которых оно разрешено; установлена максимальная длительность прослушивания; описаны правила составления итоговых отчетов, обмена информацией между органами власти, а также уничтожения записей. И, хотя решение о прослушивании телефонных разговоров принимает орган исполнительной власти, существование независимой Комиссии по надзору, состоящей из членов обеих палат парламента, и, возглавляемой лицом, выбранным из списка составленным с участием главы Верховного Суда, является адекватной заменой судебного надзора, как и Комиссия в-10.
Проблема связана сост. 3, которая гласит, что "телекоммуникации могут прослушиваться в целях поиска информации". Использование термина "поиск информации", в сочетании с тем фактом, что нет запрета на предварительное пробное прослушивание или указания, что сначала, если возможно, должны применяться другие методы сбора информации является слабым местом закона. В деле Класса Суд ясно указал, что прослушивание телефонных разговоров разрешается только "если установление фактов иным способом невозможно или чрезмерно сложно". Дополнение G-10 было расценено как адекватная гарантия от злоупотреблений прежде всего потому, что "так называемое пробное или общее наблюдение не разрешается" (Класс, 51). Нельзя быть уверенным, что это условие соблюдается во французском законе.
12.9. Огляд законодавства Європейських країн про прослуховування телефонних розмов (Швеція)
12.10. Огляд законодавства Європейських країн про прослуховування телефонних розмов (Польща)
12.11. Огляд законодавства Європейських країн про прослуховування телефонних розмов (Угорщина)
12.12. Огляд законодавства Європейських країн про прослуховування телефонних розмов (Російська Федерація)
12.13. Огляд законодавства Європейських країн про прослуховування телефонних розмов (Румунія)
12.14. Огляд законодавства Європейських країн про прослуховування телефонних розмов (Україна)
12.15. Чи допомагає таємний нагляд у боротьбі зі злочинністю
12.16. Контроль за інформацією в електронних засобах інформації (Російська Федерація)
12.17. Контроль за інформацією в електронних засобах інформації (Україна)