Беларусь
Согласно ст. 7.4 Конституции "распоряжения государственных органов публикуются или доносятся до общественности другим способом, предусмотренным Законом". Законы обнародуются сразу же после принятия, а вступают в силу по истечении 10 дней после публикации, если в самом Законе не было предусмотрено иной нормы. Президентские указы обнародуются и вступают в силу согласно той же процедуре" (ст. 104 Конституции).
Указы президента подлежат обязательной публикации в некоторых газетах, ("Белорусская Нива", "Звязда", "Республика"), и могут быть также обнародованы через иные печатные органы, радио, телевидение, а также через другие средства связи. Такие Указы вступают в силу с момента официальной публикации, если сам Указ не предусматривает другую дату. Президентские указы или их части, составляющие государственную тайну, не могут быть обнародованы.
Согласно ст. 34 Закона "О Совете Министров Республики Беларусь", а также п. 24 документа "Опорядке работы Совета Министров", принятого 21 января 1997 г., резолюции и распоряжения Совета Министров, вступают в силу с момента их подписания, если резолюция или распоряжение не предусматривают другую дату.
§ 23 вышеупомянутых принципов действия Совета Министров предусматривает, что резолюции, признанные "тайными" или "не подлежащими разглашению" не могут публиковаться. В Резолюции Совета Министров № 316 от 1 июня 1993 г. приведена процедура государственной регистрации для распоряжений министерств, государственных комитетов и департаментов, регистрация распоряжений министерств, государственных комитетов и департаментов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, или имеют межведомственный характер. Вышеупомянутые распоряжение вступают в силу со дня регистрации, если в них не предусмотрено иначе. Однако в этом случае, те распоряжения, которые касаются прав и свобод граждан, получают законную силу после соответствующей регистрации и официальной публикации, согласно § 9 Резолюции о действиях в вопросе государственной регистрации, распоряжений министерств, государственных комитетов и департаментов и регистрации распоряжений, публикуемых в Бюллетене Юридической Информации.
Венгрия
Раздел III Закона "О защите персональных данных" касается раскрытия информации, важной с точки зрения общественных интересов.
Ст. 19.1 предусматривает, что "лица или агентства, исполняющие функции государственных и местных органов власти, в пределах их специальной компетенции, обязаны без задержки обеспечивать детальной информацией всех тех, кто в ней заинтересован".
Согласно п. 2, эти агентства "обязаны публиковать или в ином случае обеспечить, на регулярной основе, основные данные об их деятельности, в особенности те, которые связаны с их компетенцией и организационной структурой, так же, как и категории данных, которыми они владеют, и юридические положения, регулирующие процедуру их функционирования. Имя и должность лица, действующего от имени органа власти, должно быть публичной и общедоступной информацией, если иное не обусловлено законом".
Согласно п. 3, "агентства, упоминающиеся выше в п. 1, обязаны предоставлять каждому лицу доступ к общественной информации, находящейся в их распоряжении, за исключением информации, важной для общественных интересов, но признанной компетентными органами в качестве государственного или служебного секрета. В частности, право на доступ к информации, представляющей важность для общественных интересов, может ограничиваться в интересах:
* государственной обороны;
* национальной безопасности
o уголовного расследования или предотвращения преступлений;
o государственной финансовой политики или конвертируемости валюты;
o международных отношений или отношений с международными организациями;
o судопроизводства".
Согласно п. 4, "доступ к общественной информации не может быть ограничен с целью защиты данных о лице, действующем от имени органов власти, если такие данные связаны с исполнением этим лицом своих обязанностей".
П. 5 предусматривает, что "рабочие документы и другие данные, подготовленные для внутреннего употребления или для обеспечения процесса принятия решения, не должны публиковаться на протяжении 30 лет от даты их подготовки, если иное не обусловлено законом. Доступ к таким документам ранее окончания этого срока должен быть возможным с согласия компетентного ведомства, связанного с ними".
Нормативно-правовые акты (законы, декреты Совета Министров и отдельных министерств, акты местных правительственных агентств) должны публиковаться в официальном издании - "Венгерской газете" - с тем, чтобы вступить в силу. Кроме вышеупомянутых нормативно-правовых актов, "Венгерская газета" содержит также международные договоры, парламентские и правительственные решения, главные судебные решения Верховного Суда, так же как и информацию о присуждении степени профессора и о назначении и отставке судей. Газета издается секретариатом премьер-министра.
Молдова
По общему правилу, для обеспечения большей открытости официальных документов, изданных парламентом, правительством или президентом, такие документы публикуются в прессе. Закон "О создании, публикации и силе официальных документов" от 6 июля 1994 г. предусматривает обязательную процедуру их публикации. Закон также предусматривает, что законы и другие акты парламента, президентские указы, международные договоры, правительственные решения и циркуляры, так же, как и нормативные акты, изданные министрами, департаментами и Национальным банком Молдовы должны появиться в "Официальном Советнике", издаваемом "Молдпрес" - Государственным информационным департаментом - на официальном языке вместе с переводом на русский и другие языки.
За исключением международных договоров, нормативно-правовые акты вступают в силу после их опубликования в "Официальной газете". Тем не менее, закон предусматривает исключения в доступе к документам, разработанным для внутреннего использования или отнесенным к государственной тайне. Такие документы вступают в силу или после их принятия или в день, указанный в самом документе; они не подлежат опубликованию, если направляются только организациям, указанным в документах.
Закон предусматривает, что официальные документы могут быть обнародованы радио или телевидением, а также опубликованы в "Официальной газете", распространяющейся по подписке и в свободной продаже.
Ситуация в области свободы прессы и свободы доступа к информации в самопровозглашенной Приднестровской Республике обстоит по-другому. Из двух наибольших газет, издаваемых здесь, одна - контролируется региональными, а другая - тираспольскими городскими органами власти. Последняя изредка имела смелость критиковать органы власти. Иные периодические издания появляются в Приднестровской республике время от времени и имеют ограниченный круг читателей. Некоторые из них, однако, также критикуют местные органы власти. Единственный независимый кабельный телеканал в регионе действует под непрерывным давлением правительства. Он был вынужден ограничить свою деятельность в результате проигрыша дела о клевете, возбужденного против него региональными органами власти весной 1997 г. Большинство молдавской периодики не может достичь Приднестровской Республики, что, вероятно, является результатом более серьезного экономического кризиса по сравнению с другими регионами Молдовы.
Россия
Согласно российскому законопроекту об информации, гарантируется право на информацию, включающее:
o обязанность государства и местной власти публиковать законодательные акты, принятые ими в соответствии с порядком, предусмотренным законом;
o обязанность организаций и ведомств публиковать информацию о своей деятельности, а также о событиях, при которых публикация такой информации может предотвратить угрозу жизни и здоровью граждан.
Органы должны предоставить информацию, необходимые пояснения, а также копии документов по запросу.
Проект закона об информации включает детальную процедуру составления информационного запроса и ответа на него, временные рамки и процедуру рассмотрения запросов, потребности, связанные с ответом, основания и процедуру отказа в предоставлении информации.
Законопроект включает детальный перечень случаев, когда информация не подлежит разглашению.
Таким образом, ведомства и организации отказывают в доступе к информации, если такая информация содержит данные:
o составляющие государственную тайну;
o относящиеся к оперативно-розыскной деятельности;
o относящиеся к судебному (гражданскому либо уголовному) разбирательству, если разглашение такой информации запрещено законом, либо если оно может нарушить право личности на справедливое судопроизводство или если оно может создать угрозу для жизни и здоровья граждан;
o составляющие коммерческую или служебную тайну;
o относящиеся к частной жизни третьих лиц, если данное лицо не дало разрешение на разглашение такой информации.
Если информация, не подлежащая разглашению, содержится только в части документа, законопроект предусматривает право ознакомиться и получить копию остальной части документа. Данный перечень не исчерпывающий. Законопроект предусматривает возможность ограничения доступа к информации другими федеральными законами.
Одним из главных гарантированных прав на информацию является право, при котором информация, собранная с нарушением прав и свобод лица, предоставляется данному лицу бесплатно. Цена предоставления других видов информации не должна превышать реальной стоимости такого предоставления. Организации, основная деятельность которых состоит в предоставлении информации на коммерческой основе, устанавливают цены самостоятельно.
Согласно данному законопроекту, в случаях, когда разглашение информации содержат неточные или неполные данные, органы и организации, предоставляющие такую информацию, обязаны внести необходимые корректировки бесплатно. Корректировки вносятся на основании письменного заявления интересующегося лица.
Румыния
Конституция Румынии предусматривает обязательную публикацию правительственных актов. Согласно ст. 107.4,"решения и постановления, принятые правительством, должны быть опубликованы в Официальном журнале Румынии. Военные решения сообщаются только тем институтам, которых касаются такие решения". В Румынии кроме решений Румынских служб безопасности, решения, принятые Министерством внутренних дел (полицией и военной полицией) и Тюремным департаментом министерства юстиции, тоже квалифицируются как военные и не подлежат публикации.
В начале 1997 г. был сделан небольшой шаг к расширению доступа к информации: министр, отвечающий за правительственно-парламентские связи, распространил среди всех министров циркуляр, согласно которому законопроекты, подготовленные на министерском уровне, должны быть обсуждены с неправительственными организациями (НПО) перед передачей на рассмотрение парламентом. Следует упомянуть, что, хотя законопроекты не составляют государственную тайну, доступ к ним наиболее затруднителен вследствие ограничения доступа к работе парламента, касающегося открытости сессий, дебатов, документов и т.д.
Внутренние инструкции министерств и других государственных органов обычно засекречены. Например, положения, регулирующие предварительное задержание и заключение, трактуются как секретные, и доступ к ним в принципе отсутствует, в том числе для НПО и журналистов. Журналисты обычно имеют некоторый доступ к правительственной информации, но это, однако, не является результатом обязанности правительства предоставлять такую информацию. Если в предоставлении информации отказано, то отказ не пересматривается.
Словения
Согласно внутренним инструкциям правительства Республики Словения (Официальный журнал № 13/93), открытость деятельности правительства является фундаментальным принципом его функционирования. Статьи 83-87 предусматривают открытость всех правительственных действий и процедур. Открытость основывается на устоявшейся практике многочисленных пресс-конференций и официальных заявлений.
Этот метод информирования общественности о деятельности правительства очень важен ввиду отказа журналистам и другим представителям общества в доступе к заседаниям Совета Министров. В соответствии со структурой Правительства Республики Словения, существует специальный Правительственный информационный офис, который предоставляет информацию и обеспечивает открытость работы отдельных департаментов.
Офис оказывает специфическое влияние на информирование граждан. Он отвечает за информацию о постановлениях правительства, подготовку пресс-конференций для обсуждения текущих вопросов, подготовку официальных заявлений, корректирующих ошибочную информацию СМИ о деятельности правительства, подготовку компаний в СМИ, и другую деятельность, относящуюся к обеспечению информацией граждан и учреждений.
Согласно постановлению Национальной Ассамблеи Республики Словения (Официальный журнал № 40/93), общественность должна быть информирована о деятельности Ассамблеи.
Ассамблея обязана информировать граждан о ходе заседаний, принятых решениях и мнениях, касающихся текущих вопросов. Парламентские законодательные акты, а также другие документы, принимаемые Ассамблеей, публикуются полностью в Официальном журнале или в виде резюме в газете Национальной Ассамблеи, а также общественных СМИ. Доступ к определенным документам бывает ограничен или исключен в случае, если информация, содержащаяся в них, составляет служебную тайну. Степень и видих секретности регулируется специальными законами.
Граждане имеют право посещать заседания Национальной Ассамблеи, в рамках положений Национальной Ассамблеи, касающихся порядка проведения заседаний. Однако Ассамблея может решить, что некоторые сессии или фрагменты сессий должны проводиться без присутствия посторонних лиц. Право присутствовать на заседаниях Национальной Ассамблеи имеют также представители общественных СМИ. Ассамблея может разрешить им присутствовать даже на тех заседаниях, которые являются закрытыми для посторонних лиц, предусматривая при этом, что будут обнародованы только сообщения, на публикацию которых согласилась Ассамблея. Национальная Ассамблея может решить, что на определенных заседаниях присутствие какой-либо группы лиц является нежелательным, тогда доступ к парламентской информации, остается закрытым для всех. Парламент имеет специальный офис, занимающийся предоставлением информации о его работе, обеспечивает необходимые условия для работы СМИ по освещению деятельности парламента.
14.5. Роль омбудсмена у справах, що стосуються свободи доступа до інформації, що розсекречена
14.6. Інші характеристики законодавства, що регулюють доступ до інформації
14.7. Право особи на доступ до даних про себе
14.8. Засекречування інформації. Державна таємниця
14.9. Файли колишніх служб безпеки
14.10. Відповідальність за оприлюднення інформації, що пов'язана з національною безпекою
14.11. Прикінцеві нотатки
ПЕРЕДМОВА
Лекція 1. Вступна