Приватне життя і поліція - Римаренко Ю. І. - Чешская Республика

В Словении свобода доступа к информации регулируется ст. 39 Конституции, принятой 23 декабря 1991 г.

Ст. 39 гарантирует "свободу мысли, свободу слова, свободу собраний, а также свободу прессы и других средств массовой информации". Каждый имеет право свободно собирать получать и распространять информацию и идеи. За исключением случаев, предусмотренных законом, каждый имеет право доступа к официальной информации, при достаточном обосновании законности своего интереса.

Украина

Ст. 34 Конституции Украины, принятой 28 июня 1996 г., гарантирует "право на свободу мысли и слова, на свободу выражения своих взглядов и убеждений ". Каждому предоставляется "право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или другим способом по своему выбору. Осуществление этих прав может быть ограничено законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности либо общественного порядка с целью предупреждения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других людей, для предупреждения разглашения информации, полученной конфиденциально, либо для поддержания авторитета и непредвзятости правосудия".

Как видно, круг ограничений достаточно широк, однако каждое из них должно быть определено законом.

Как и в других странах Восточной и Центральной Европы, декларируется "право каждого на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и компенсацию ущерба, причиненного нарушением этого права". Конституция гарантирует каждому также "право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды ^качестве продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение" (ст. 45). Нет сомнений, что Чернобыльская авария была причиной появления таких конституционных положений, но также нет сомнений, что это просто пропаганда, если учесть падение уровня жизни украинцев и уменьшение численности населения с 52 до 48 миллионов.

Конституционный Суд Украины пока что рассмотрел только одно дело, связанное с доступом к информации о себе (см. раздел 2.6.).

Хорватия

Конституция Хорватии была принята 22 декабря 1990 г. Она не гарантирует каждому непосредственно доступ к информации или свободу поиска информации. Говорится только (ст. 38.2), что "свобода самовыражения включает в себя свободу прессы и других средств коммуникации, свободу слова и публичного выражения своего мнения, а также свободу учреждения всех институтов общественной коммуникации". Только журналисты "имеют право свободного распространения и доступа к информации". Цензура запрещена (ст. 38.3).

Чешская Республика

Регулирование прав человека в Чехия осуществляется конституционным законом, именуемым "Хартия основных прав и свобод" (далее - Хартия). Она была принята 9 января 1991 г., как Федеральный Закон Чехословакии, а в декабре 1992 г. была утверждена как часть конституционного порядка Чешской Республики. П. 1 ст. 17 Хартии гарантирует свободу выражения своего мнения и право на информацию. В § 17.2 говорится, что "каждый имеет право выражать свое мнение устно, письменно, через средства печати, в образных формах, или в любой другой форме, а также свободно искать, получать, распространять идеи и информацию независимо от государственных границ". Цензура запрещена (ст. 17.3). Интересна ст. 17.4, рассматривающая пределы свободы выражения своего мнения. Законные ограничения ее возможны, в первую очередь, в связи с защитой прав и свобод других людей, а также по мотивам защиты общественной и государственной безопасности, и должны быть установлены законом.

Ст. 17.5 Хартии Чехии обязывает государственные органы и органы местного самоуправления предоставлять информацию о своей деятельности. Процедура реализации права на доступ к информации кажется довольно неопределенной: власти должны "соответствующим способом предоставлять информацию", "условия исполнения определяются законом".

Более строгим представляется право на "информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсах". Такая информация должна быть "своевременной и полной".

Совершенно очевидно, что в обстановке секретности и при убеждении, что информация влияет на безопасность государства, эта безопасность хуже защищается. Будучи плохо информированным, общество не может заставить правительство исправлять ошибки. В таком случае государство может быть сильным благодаря своим силовым структурам, но не творческой активности своих граждан. Характерно, что все бедные общества закрыты, а все открытые общества богаты. Поиск информации - извечная составляющая человеческого существования. Это всегда было условием выживания и, в то же время, власти человека. В древнем Египте только некоторые жрецы понимали механизм солнечных затмений. В Румынии и Советском Союзе очень немногие имели доступ к содержанию решений местных комитетов коммунистической партии, не говоря уже о тексте Всеобщей декларации прав человека. Вместо того, чтобы сделать информацию доступной, власти обнародовали ее настолько, насколько они считали это выгодным для себя. Вместо информации мы имели дело с пропагандой достижений. Открытость ассоциировалась с нестабильностью, с религиозным или политическим грехом.

Сегодня, в соответствии с правилами, которые должны соблюдаться в демократическом обществе, открытость побеждает.

Среди целей Проекта "Службы безопасности в странах конституционной демократии" - формирование национального законодательства должно соответствовать принципам открытости. Одним из важнейших достижений Проекта является составление документа "Принципы контроля и ответственности", касающегося этих служб и других правоохранительных органов, борющихся сорганизованной преступностью и терроризмом.

В Принципах подчеркивается, что право граждан знать, что делает их правительство, является краеугольным камнем конституционной демократии, и что любые исключения должны соответствовать требованиям, описанным в этом документе.

Раскрытие государственных секретов лицами, не являющихся государственными служащими, не может считаться преступлением (Принцип 20). Государство, разумеется, вправе наказывать за шпионаж, умышленную передачу сведений, составляющих государственную тайну, иным государствам.

Учитывая множество примеров сильно ограниченного или вовсе запрещенного доступа в регионы, где применяется насилие, Принцип 22 гласит: "Государство не должно препятствовать журналистам или представителям общественных организаций посещать территории, в отношении которых есть основания полагать, что там нарушаются права человека или гуманитарное право. Государство не должно высылать журналистов или представителей общественных организаций из мест, где происходят вооруженные конфликты или насилие, если только присутствие этих лиц не причиняет очевидной угрозы для безопасности других". В этом контексте не менее важна защита журналистских источников. В Принципе 23 говорится, что "национальная безопасность не может использоваться как основание для принуждения журналиста к раскрытию своих конфиденциальных источников", хотя "этот принцип не касается других причин раскрытия журналистских источников, например, с целью предотвращения совершения преступления".

Открытость - основа права на информацию. Каково академическое определение этого понятия? Исчерпывающее, по нашему мнению, определение было недавно предложено Терезой Гожинской: ???

Кроме того, Хартия защищает интересы граждан, принадлежащих к национальным или этническим меньшинствам. Такие граждане имеют право получать и распространять информацию на своем родном языке (ст. 25.1).

Эстония

Принятая 28 июня 1992 г. Конституция Эстонской Республики гарантирует свободный доступ к информации. Согласно ст. 44 Конституции, каждый имеет право свободно получать открыто распространяемую информацию. Все государственные органы, органы местного самоуправления и их официальные представители обязаны предоставлять гражданам Эстонии по их требованию полную информацию о своей деятельности согласно процедуре, предусмотренной законом. Исключение составляет информация, раскрытие которой запрещено законом, или если она предназначена только для служебного пользования.

Каждый гражданин Эстонии имеет "право ознакомиться с информацией о самом себе, находящейся в распоряжении государства, органов местного самоуправления, а также в государственных и местных правительственных архивах, в соответствии с процедурой, предусмотренной законом. Это право может быть ограничено законом в целях обеспечения защиты прав и свобод других лиц, неразглашения тайны рождения ребенка, а также в целях предотвращения преступлений, задержания преступника или выявления истины в судебном процессе" (ст. 44.3).

Эстонская Конституция предполагает также, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в Эстонии, имеют право на получение открыто распространяемой информации наравне с гражданами Эстонской Республики.

До сих пор Верховный Суд Эстонской Республики не занимался вопросами свободы информации и не выносил никаких решений по этому поводу.

Эстония
14.2. Свобода доступа до інформації та її обмеження в інтересах національної безпеки
14.3. Обов'язок державної влади оприлюднювати інформацію
14.4. Обов'зок держави надавати певну інформацію за запитом
14.5. Роль омбудсмена у справах, що стосуються свободи доступа до інформації, що розсекречена
14.6. Інші характеристики законодавства, що регулюють доступ до інформації
14.7. Право особи на доступ до даних про себе
14.8. Засекречування інформації. Державна таємниця
14.9. Файли колишніх служб безпеки
14.10. Відповідальність за оприлюднення інформації, що пов'язана з національною безпекою
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru